Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей Ивановой Е.А., Филипповой О.В., при помощнике Поляковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Филипповой О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца ... фио по доверенности фио на решение Тверского районного суда года Москвы от 28 сентября 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска... фио к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании суммы долга по договору купли-продажи отказать, УСТАНОВИЛА:
... Г.И. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России), о взыскании с Российской Федерации суммы долга по договору купли-продажи от 08 июня 2016 года в размере
сумма
Требования мотивированы тем, что 09 февраля 2016 года Министерством труда и социальной защиты адрес фио было выдано свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты N 4802 на сумму сумма в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем. 08 июня 2016 года между... фио (продавец) и фио, действующей по доверенности от имени фио (покупатель), был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: адрес, стоимостью сумма, условиями договора предусмотрена оплата квартиры Министерством труда и социальной защиты адрес путем перечисления денежных средств на счет продавца. Переход права собственности зарегистрирован 10 июня 2016 года, соответствующие документы представлены в Министерство туда и социальной защиты адрес, однако в перечислении денежных средств отказано. В настоящее время квартира передана в собственность фио на основании договора дарения от
29 сентября 2016 года.... фио умер 08 февраля 2018 года, его наследником, принявшим наследство, является истец. В иске о признании сделок недействительными, истребовании жилого помещения решением Людиновского районного суда адрес от 18 декабря 2018 года, с учетом внесенных судом апелляционной инстанции изменений, отказано. Решением Людиновского районного суда адрес от
25 октября 2019 года... фио отказано во взыскании с фио задолженности по договору купли-продажи жилого помещения, обращении взыскания на заложенное имущество. Также решением Калужского районного суда адрес от 18 февраля 2020 года... фио отказано во взыскании задолженности по договору купли-продажи с Министерства труда и социальной защиты адрес. С учетом того, что денежные средства для обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма из федерального бюджета в бюджет адрес в течение 2016 года не поступали, требования предъявлены к Российской Федерации в лице Минстроя России.
Представитель истца... фио по доверенности фио в заседание суда первой инстанции явился, заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Минстроя России по доверенности фио в заседание суда первой инстанции явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца... фио по доверенности фио
В заседании судебной коллегии представитель истца... фио - адвокат фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Минстроя России по доверенности фио в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Людиновского районного суда адрес от 18 декабря 2018 года исковые требования... фио,... фио к фио и фио о признании сделок недействительными, признании права собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворены частично, квартира, расположенная по адресу: адрес, истребована из владения фио в собственность... фио; за... фио признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; указано, что правовыми последствиями данного решения является исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о государственной регистрации права собственности фио на квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 марта 2019 года решение Людиновского районного суда адрес от 18 декабря 2018 года отменено в части удовлетворения исковых требований к фио, фио, в данной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований... фио,... фио к фио, фио об истребовании квартиры по адресу: адрес из владения фио в собственность... фио и признании за... фио права собственности на указанную квартиру отказано. В остальной части решение Людиновского районного суда адрес от 18 декабря 2018 года оставлено без изменения.
Указанным апелляционным определением установлено, что 09 февраля 2016 года Министерством труда и социальной защиты адрес было выдано свидетельство N 4802 о праве на получение единовременной денежной выплаты фио на сумму сумма, как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
... фио на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: адрес.
08 июня 2016 года между... фио (продавец) и фио (покупатель) заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры.
Стороны договора определили цену квартиры в сумме сумма
Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру к фио осуществлена 10 июня 2016 года.
По условиям данного договора расчет между сторонами производится следующим образом: сумма в размере сумма перечисляется Министерством труда и социальной защиты адрес на основании свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты N4802 от 09 февраля 2016 года в течение 7 месяцев с момента предоставления договора, на основании которого была произведена государственная регистрация договора.
Министерством труда и социальной защиты адрес денежные средства в счет уплаты цены договора не перечислены, поскольку договор купли-продажи был представлен в Министерство 20 июня 2016 года. Денежные средства, указанные в пункте 4 договора, в счет уплаты цены договора продавцу не перечислены в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.
29 сентября 2016 года между фио и фио был заключен договор дарения вышеуказанной квартиры с обременением в виде ипотеки в силу закона в пользу... фио
08 февраля 2018 года... фио умер. Наследником по завещанию к имуществу умершего... фио является... Г.И.
Отец наследодателя -... фио отказался от обязательной доли в наследстве, сыновья наследодателя -... фио и... фио отказались от принятия наследства в пользу... фио
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец... Г.И. указал, что денежные средства для обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма из федерального бюджета в бюджет адрес в течение 2016 года не поступали, в связи с чем, с Российской Федерации в лице Минстроя России в пользу истца подлежит взысканию сумма долга по договору купли-продажи от 08 июня 2016 года в размере
сумма
Руководствуясь приведенными в решении положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию передаваемых полномочий российской федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований... фио
При этом суд исходил из следующего.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Названный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 года.
В пункте 8 статьи 154 этого Закона определено, что проживающим на адрес бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 года N 614).
Абзацем первым пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года N 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 года N 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 года N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, то реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года N 614.
Суд указал, что каких-либо данных, дающих основания полагать, что финансирование из федерального бюджета адрес на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей осуществлялось не в полном объеме, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что на Минстрой России не может быть возложена обязанность по предоставлению средств федерального бюджета в размере сверх установленных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в целях реализации мер социальной поддержки "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, непосредственно перед лицами, имеющими право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, обязательства у Минстрой России отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении исковых требований несостоятельны, основаны на неверном толковании вышеуказанных норм закона, а потому не могут являться основанием для отмены правильно постановленного решения суда.
Поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за адрес 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию передаваемых полномочий российской федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 15 октября 2005 г. N 614.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Российская Федерация в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ приняла на себя обязательства по оплате приобретенного фио жилья на основании свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты, выданного Министерством труда и социальной защиты адрес, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что истец с требованиями о расторжении договора и взыскании денежных средств по договору купли-продажи квартиры в суд не обращался.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все доказательства собранные в ходе разрешения спора, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, судом приняты во внимание доводы участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в объеме, который позволил суду разрешить спор по существу.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда года Москвы от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.