Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В. и судей Пильгановой В.М., Жолудовой Т.В., с участием адвоката Талалаевой О.В., при ведении протокола помощником судьи Ипатовым С.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционным жалобам Думбадзе А.В., Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 20 мая 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Установить факт принадлежности Думбадзе А.В. трудовой книжки от 11.08.1975 на имя Думбадзе А.В, *** г.р.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж Думбадзе А.В. периоды работ с 08.07.1975 по 05.11.1976, с 01.02.1979 по 15.06.1979, с 29.06.1979 по 09.01.1985, с 10.01.1985 по 01.11.1986, с 08.12.1986 по 15.12.1988, с 23.01.1989 по 31.12.1990.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить Думбадзе А.В. страховую пенсию по старости с 18.08.2020.
В остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Думбадзе А.В. обратился в Симоновский районный суд г. Москвы с иском к ответчику
Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее ГУ- ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) о признании отказ в назначении страховой пенсии по старости незаконным, установлении факта принадлежности трудовой книжки, обязании включить периоды работы, не учтенные ответчиком, в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости с 18.08.2020.
Требования мотивированы тем, что 18.08.2020 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа, при этом в его страховой стаж не были включены периоды работы, указанные в трудовой книжке по причине того, что на титульном листе трудовой книжки его данные не соответствуют данным паспорта.
В суде первой инстанции Думбадзе А.В. исковые требования поддержал; представитель ответчика А. возражала против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение.
Думбадзе А.В. просит частично изменить решение суда, обязав ответчика включить в его страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 по 16.02.1991, с 12.03.1991 по 20.05.1997, с 23.05.1997 по 05.09.1998, с 01.11.1998 по 11.12.1998, с 07.03.2000 по 31.07.2000, с 01.04.2002 по 05.06.2002, с 28.04.2003 по 31.05.2003, с 07.03.2004 по 01.08.2008, с 06.08.2011 по 13.09.2012, с 14.09.2012 по 15.09.2015. В остальной части решение суда просил оставить без изменения; представитель ответчика просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для частичной отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца, изученным материалам дела, имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Думбадзе А.В, родившийся ***, обратился 18 августа 2020 года в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, при этом им представлен паспорт гражданина Российской Федерации, военный билет, документ об образовании, трудовая книжка образца 1974 года и позднее (л.д. 73-77).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 10.12.2020 Думбадзе А.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку по данным ответчика, по представленным документам страховой стаж истца составил 1 лет 8 дней, ИПК 1, 688. В страховой стаж истца были включены периоды с 01.09.1973 по 20.08.1974 - учеба в техническом училище N 1 г. Батуми и с 14.12.2016 по 31.12.2016 - работа в *** по выписке из лицевого счета застрахованного лица. В страховой стаж истца не были включены периоды работы, указанные в трудовой книжке: с 08.07.1975 по 05.11.1976, с 01.02.1979 по 15.06.1979, с 29.06.1979 по 09.01.1985, с 10.01.1985 по 01.11.1986, с 08.12.1986 по 15.12.1988, с 23.01.1989 по 31.12.1990, с 01.01.1991 по 16.02.1991, с 12.03.1991 по 20.05.1997, с 23.05.1997 по 05.09.1998, с 01.11.1998 по 11.12.1998, с 07. 03.2000 по 31.07.2000, поскольку трудовая книжка заполнена с нарушением инструкции (л.д. 71-72).
Из трудовой книжки истца серии ЗТ- I N 0028703 усматривается, что его имя указано А (л.д.43), в то время как в паспорте и в других документах, в том числе в документах об образовании, в свидетельстве о рождении его имя указано А (л.д. 32, 41, 81).
Руководствуясь положениями ст. ст. 264, 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основываясь на совокупной оценке представленных доказательств в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов и возражений сторон, суд первой инстанции установилфакт принадлежности Думбадзе А.В, *** года рождения, трудовой книжки серии *** от 11.08.1975, выданной на имя Думбадзе А.В...
Учитывая, что установление факта принадлежности трудовой книжки имеет для истца юридическое значение, поскольку позволяет реализовать свое право для назначения трудовой пенсии в соответствии с пенсионным законодательством, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Думбадзе А.В. в данной части.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
В силу статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статья 35 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает переходные положения действия данного закона.
Так, согласно части 1 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, согласно приложению 3 к Федеральному закону N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно приведенным выше положениям Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения страховой пенсии необходимо не только достижение установленного возраста, но и наличие минимального требуемого страхового стажа и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Условиями назначения страховой пенсии в 2018 году для мужчин являлись достижение возраста 60 лет, минимальный страховой стаж 9 лет, минимальная сумма индивидуального пенсионного коэффициента - 13, 8 балла.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, вступившего в силу с 28 июня 2002 года.
В статье 2 и статье 4 выше приведенного Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии осуществляется по законодательству государства, на территории которого они имеют место постоянного проживания.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 16 мая 1997 года, для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 года, периоды работы после 1 января 1991 года (даты уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 года N 102) могут быть включены в трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Грузии подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж периодов работы в *** с 07.08.1975 по 05.11.1976 (01год 03 мес. 28 дн.), в *** с 01.02.1979 по 15.06.1979 (04 мес. 15 дн.); с 29.06.1979 по 09.01.1985 (5лет 06 мес. 11 дн.; в *** с 09.01.1985 по 01.11.1986 (1 год 09 мес. 22 дн.); в *** с 08.12.1986 по 15.12.1988 (02 года 00 мес. 08 дн.), а также период работы с 23.01.1989 по 31.12.1990 (1 год 11 мес. 09 дн.), протекавшей в Донецке, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, обоснованно исходил из того, что указанные периоды работы подтверждены трудовой книжкой, которая в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом, подтверждающим стаж работы.
Судебная коллегия соглашается с решением суда в данной части, поскольку оно соответствует приведенным выше положениям приведенных выше положений материального права, соответственно доводы апелляционной жалобы ответчика с учетом приведенных положений пенсионного законодательства не могут повлечь отмены постановленного решения.
Также судебная коллегия соглашается с решением суда в части включения периода работы с 23.01.1989 по 31.12.1990 продолжительность 1 год 11 мес. 09 дн, протекавшей в Донецке по основаниям, приведенным ниже.
Отказывая истцу в удовлетворении включении в страховой стаж истца периодов работы с 01.01.1991 по 31.07.2000, суд исходил из того, что данные требования не основаны на законе.
Между тем с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия в силу следующего.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ урегулированы Соглашением от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (соглашение подписано Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной), положения которого предусматривают, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1), для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6), а необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 23.01.1989 работа истца протекала на Украине, в частности Думбадзе А.В. работал в период с 23.01.1989 по 16.02.1991 (01 мес. 15 дн.) на Донецком ***, с 12.03.1991 по 20.05.1997 (6 лет 02 мес. 09 дн.) на Донецком ***, с 23.05.1997 по 05.09.1998 (1 год 03 мес. 13 дн.) в ***, с 01.11.1998 по 11.12.1998 (01 мес. 11 дн.) в ***, с 07.03.2000 по 31.07.2000 (04 мес. 25 дн.) в ***.
Поскольку указанные периоды работы имели место до 01.01.2002 года, то в соответствии с приведенными нормами материального права, регулирующими спорные отношения, они подлежат включению в страховой стаж истца для назначения страховой пенсии, всего за указанный период стаж истца составляет 8 лет 01 месяц 13 дней. По этим же основаниям суд обоснованно включил в страховой стаж истца период работы с 23.01.1989 по 31.12.1990 (1 год 11 мес. 09 дн.), протекавшей в Донецке.
Таким образом, общий страховой стаж истца составляет 22 года 01 месяц 24 дня, в том числе: 1 год 00 лет 08 дней - включенный ответчиком, 13 лет 03 дня - подлежащий включению по решению суда и 8 лет 01 месяц 13 дней, подлежащих включению по настоящему определению.
Как указывалось выше, условиями назначения страховой пенсии в 2018 году для мужчин являлись достижение возраста 60 лет, минимальный страховой стаж 9 лет, минимальная сумма индивидуального пенсионного коэффициента - 13, 8 балла.
Между тем, индивидуальный пенсионный коэффициент согласно условному расчету, представленному ответчиком, составляет 12, 743.
При таком положении оснований для назначения Думбадзе А.В. страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с 18 августа 2018 года не имеется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 20 мая 2022 года в той части, в которой Думбадзе А.В. отказано в удовлетворении исковых требований отменить, принять в данной части новое решение.
Обязать Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж для назначения пенсии периоды работы с 01.01.1991 по 16.02.1991, с 12.03.1991 по 20.05.1997, с 23.05.1997 по 05.09.1998, с 01.11.1998 по 11.12.1998, с 07.03.2000 по 31.07.2000.
В остальной части решение Симоновского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думбадзе А.В. и Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.