Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Климовой С.В., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 01 июня 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области от 28.04.2021 в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы ФИОой... с 08.09.2000 по 30.12.2000, с 13.01.2003 по 08.02.2003, с 01.11.2004 по 29.11.2004, с 28.11.2005 по 24.12.2005, с 26.10.2009 по 23.11.2009, с 01.04.2010 по 28.04.2010, с 14.02.2011 по 18.02.2011, с 14.10.2013 по 03.11.2013, с 08.04.2015 по 06.05.2015, с 14.07.2010 по 15.07.2010, 16.07.2010, 19.07.2010, с 10.05.2012 по 11.05.2012, с 11.04.2013 по 12.04.2013, с 07.05.2013 по 08.05.2013, 08.08.2014, 11.08.2014, с 09.11.2015 по 10.11.2015, с 31.03.2016 по 01.04.2016, с 15.09.2016 по 16.09.2016, 03.03.2017, с 24.05.2017 по 25.05.2017, 17.07.2017, с 22.10.2018 по 25.10.2018, с 16.12.2019 по 20.12.2019, с 06.03.1996 по 06.07.1997, с 15.09.1999 по 28.10.2006.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИОой... с 08.09.2000 по 30.12.2000, с 13.01.2003 по 08.02.2003, с 01.11.2004 по 29.11.2004, с 28.11.2005 по 24.12.2005, с 26.10.2009 по 23.11.2009, с 01.04.2010 по 28.04.2010, с 14.02.2011 по 18.02.2011, с 14.10.2013 по 03.11.2013, с 08.04.2015 по 06.05.2015, с 14.07.2010 по 15.07.2010, 16.07.2010, 19.07.2010, с 10.05.2012 по 11.05.2012, с 11.04.2013 по 12.04.2013, с 07.05.2013 по 08.05.2013, 08.08.2014, 11.08.2014, с 09.11.2015 по 10.11.2015, с 31.03.2016 по 01.04.2016, с 15.09.2016 по 16.09.2016, 03.03.2017, с 24.05.2017 по 25.05.2017, 17.07.2017, с 22.10.2018 по 25.10.2018, с 16.12.2019 по 20.12.2019, с 06.03.1996 по 06.07.1997, с 15.09.1999 по 28.10.2006.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить ФИОой... досрочную страховую пенсию по старости с 19.05.2022.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в пользу ФИОой... расходы по оплате госпошлины в размере сумма
В остальной части иска отказать;
установила:
ФИО фио... обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по городу Москве и Московской области, просила признать незаконным решение ГУ-ГУ ПРФ N 8 по г..Москве и Московской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 28.04.2021, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г..Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды с 08.09.2000 по 30.12.2000, с 13.01.2003 по 08.02.2003, с 01.11.2004 по 29.11.2004, с 28.11.2005 по 24.12.2005, с 26.10.2009 по 23.11.2009, с 01.04.2010 по 28.04.2010, с 14.02.2011 по 18.02.2011, с 14.10.2013 по 03.11.2013, с 08.04.2015 по 06.05.2015, с 14.07.2010 по 15.07.2010, 16.07.2010, 19.07.2010, с 10.05.2012 по 11.05.2012, с 11.04.2013 по 12.04.2013, с 07.05.2013 по 08.05.2013, 08.08.2014, 11.08.2014, с 09.11.2015 по 10.11.2015, с 31.03.2016 по 01.04.2016, с 15.09.2016 по 16.09.2016, 03.03.2017, с 24.05.2017 по 25.05.2017, 17.07.2017, с 22.10.2018 по 25.10.2018, с 16.12.2019 по 20.12.2019, с 06.03.1996 по 28.10.2006, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскать с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г..Москве и Московской области расходы по оплате госпошлины в размере сумма, указывая в обоснование заявленных требований на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г..Москве и Московской области от 28.04.2021 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом в специальный стаж не была включена часть периода трудовой деятельности, периоды прохождения курсов повышения квалификации, донорские дни, отпуск по уходу за ребенком. С решением ответчика истец не согласна, полагая, что специальный стаж
ею выработан и подтвержден представленными документами.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница имени фио ДЗМ" не явился, о слушании дела судом извещен.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца ФИО фио.., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам, дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.11.2020 ФИО фио... обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 28.04.2021 ФИОой... отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионным органом установлен стаж истца на соответствующих видах работ 21 год 6 месяцев 2 дня.
В специальный стаж истца не были включены периоды:
- с 08.09.2000 по 30.12.2000, с 13.01.2003 по 08.02.2003, с 01.11.2004 по 29.11.2004, с 28.11.2005 по 24.12.2005 - курсы повышения квалификации, с 26.10.2009 по 23.11.2009, с 01.04.2010 по 28.04.2010, с 14.02.2011 по 18.02.2011, с 14.10.2013 по 03.11.2013, с 08.04.2015 по 06.05.2015, с 14.07.2010 по 15.07.2010, 16.07.2010, 19.07.2010, с 10.05.2012 по 11.05.2012, с 11.04.2013 по 12.04.2013, с 07.05.2013 по 08.05.2013, 08.08.2014, 11.08.2014, с 09.11.2015 по 10.11.2015, с 31.03.2016 по 01.04.2016, с 15.09.2016 по 16.09.2016, 03.03.2017, с 24.05.2017 по 25.05.2017, 17.07.2017, с 22.10.2018 по 25.10.2018, с 16.12.2019 по 20.12.2019 - донорские дни, так как указанные отвлечения не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
- с 06.03.1996 по 31.12.1996 - врач-интерн в Некоммерческой организации "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", так как наименование учреждения не предусмотрено "Списком должностей и учреждений... ", указанным в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
- с 01.01.1997 по 06.07.1997, с 15.09.1999 по 07.09.2000, с 31.12.2000 по 12.01.2003, с 09.02.2003 по 31.12.2004, с 30.11.2004 по 27.11.2005, с 25.12.2005 по 28.12.2006 - врач-лаборант, врач клинической лаборатории в Некоммерческой организации "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", так как наименование учреждения не предусмотрено "Списком должностей и учреждений... ", указанным в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о стаже сданы без кода льготы.
- с 07.07.1997 по 14.09.1999 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (Согласно разъяснению N 5, утв. Министерством труда и социального развития РФ от 22.05.1996 N 29, период отпуска по уходу за ребенком включается в стаж на соответствующих видах работ до 06.10.1992).
Как усматривается из архивной справки от 11.11.2020 N 65357/1/3669046-2020, в документах архивного фонда Медико-санитарной части N 1 Главного управления здравоохранения Мосгорисколкома (с 1990 г. - Главного медицинского управления Мосгорисполкома, с 1991 г. - Главного медицинского управления города Москвы, с 1992 г. - Медико-санитарная часть N 1 фио марка автомобиля, с 1996 г. - Некоммерческая организация "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", с 2006 г. - Государственное учреждение здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 12 Департамента здравоохранения города Москвы") в приказах, лицевых счетах по заработной плате на работников за 1986-2010 гг. имеются следующие сведения о трудовом стаже ФИОой... паспортные данные: зачислена с 11.03.1986 на должность санитарки 5 терапевтического отделения больницы (приказ N 90 от 04.03.1986), переведена с 29.12.1987 на должность медсестры 5-го терапевтического отделения больницы после окончания медучилища (приказ N 1021 от 29.12.1987), переведена с 01.11.1988 на должность медсестры в отделение радиоизотопной диагностики больницы (приказ N 888 от 21.10.1988), переведена с 09.04.1990 на должность медсестры в 4 терапевтическое отделение больницы на 0, 5 ставки временно (приказ N 264 от 10.04.1990), переведена с 01.11.1991 на должность медсестры 1 терапевтического отделения больницы на 0, 5 ст. (приказ N 826 от 30.10.1991), переведена с 01.03.1996 на должность врача-интерна в клиническую лабораторию после окончания ММСИ (так в документе) (приказ N 95 от 04.03.1996), переведена с 17.02.1997 на должность врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории после окончания интернатуры, приказ Комитета здравоохранения города Москвы N 218-к от 17.02.1997 (приказ N 94 от 19.02.1997), с приказа N 642 от 14.09.1999 "о выходе на работу" должность значится врач клинической лаборатории Клинико-диагностической лаборатории больницы.
В период с 11.03.1986 по 08.04.1990, с 01.05.1993 по 31.08.1993, с 01.03.1996 по 31.12.2005, с 13.11.2006 по 31.12.2010 работала на полную ставку, в период с 09.04.1990 по 30.04.1993, с 01.09.1993 по 28.02.1996 работала на 0, 5 ставки.
Имеются сведения о предоставлении отпусков по уходу за ребенком: с 07.07.1997 по 02.11.1998 частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет, с 03.11.1998 по 02.05.2000 отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до 3-х лет, выход на работу с 15.09.1999 после отпуска по уходу за ребенком на должность врача клинической лаборатории Клинико-диагностической лаборатории больница.
Отпуска без сохранения заработной платы с 03.11.1987 по 30.11.1987 для прохождения госпрактики в училище, с 20.07.1988 по 31.07.1988 для сдачи экзаменов, 09.12.1988, с 20.03.1989 по 24.03.1989, с 17.07.1989 по 31.07.1989 для сдачи экзаменов в ВУЗ, с 03.11.1989 по 04.11.1989, 02.02.1991, 09.02.1991.
Курсы повышения квалификации с отрывом от работы и сохранением заработной платы: с 08.09.2000 по 30.12.2000, с 13.01.2003 по 08.02.2003, с 01.11.2004 по 29.11.2004, с 28.11.2005 по 24.12.2005, с 26.10.2009 по 23.11.2009, с 01.04.2010 по 28.04.2010.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены: Медико-санитарная часть (п. 4), в разделе "Наименование должностей" указаны Врачи-специалисты всех наименований.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, только начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 2 июля 1993 г. N 5487-1 предусматривалось, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Медицинские работники в соответствии с действующим законодательством, в том числе Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием", обязаны повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, проходить в установленном порядке переаттестацию.
Из приведенных положений пенсионного и трудового законодательства следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на такие курсы. В этой связи периоды получения работником профессионального образования с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы по месту работы подлежат включению в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и исчисляются в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 г. - не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее, в 2021 г. - не ранее, чем через 36 месяцев.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску ФИОой... о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" верно применил положения указанных норм закона, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого правильно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы ФИОой... в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя исковые требования ФИОой... об обязании ответчика включить в подсчет стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности с 06.03.1996 по 31.12.1996 в должности врача-интерна в Некоммерческой организации "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", с 01.01.1997 по 06.07.1997, с 15.09.1999 по 28.10.2006 в должности врача-лаборанта, врача клинической лаборатории в Некоммерческой организации "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", суд первой инстанции исходил из того, что истец в данные спорные периоды работала в должностях и учреждении, предусмотренных Списками, вырабатывала полную ставку.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании включить специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.2000 по 30.12.2000, с 13.01.2003 по 08.02.2003, с 01.11.2004 по 29.11.2004, с 28.11.2005 по 24.12.2005, с 26.10.2009 по 23.11.2009, с 01.04.2010 по 28.04.2010, суд исходил из положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при направлении работника на профессиональное обучение и на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, из заработной платы истца производились отчисления взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, повышение квалификации для медицинских работников - обязательное условие выполнения работы, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Разрешая требования о включении в специальный стаж донорских дней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Основания для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком в период с 07.07.1997 по 14.09.1999 судом с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 27 постановления Пленума от 11.12.2012 N 30, не установлено, поскольку данный отпуск возник в связи с рождением ребенка после 06.10.1992.
Поскольку по состоянию на 19.11.2020 (дата обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии) стаж истца на соответствующих видах работ с учетом спорных периода составил 31 год 0 месяцев 23 дня, специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения продолжительностью 30 лет выработан истцом по состоянию на 26.10.2019, учитывая положения ч. 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости через 1 год 6 месяцев после обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением, то есть с 19.05.2022.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права, правовых мотивов для отмены обжалуемого судебного акта не содержат и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом необоснованно засчитаны в специальный стаж периоды работы истца в Некоммерческой организации "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", так как такая организационно-правовая форма юридического лица не предусмотрена Списком N781, судебная коллегия считает подлежащими отклонению.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Как усматривается из представленной в материалы дела архивной справки от 11.11.2020 N 65357/1/3669046-2020, истец ФИО фио... с 11.03.1983 работает в одном учреждении, которое именовалось Медико-санитарной частью N 1 Главного управления здравоохранения Мосгорисколкома, с 1990 г. - Главного медицинского управления Мосгорисполкома, с 1991 г. - Главного медицинского управления города Москвы, с 1992 г. - Медико-санитарная часть N 1 фио марка автомобиля, с 1996 г. - Некоммерческая организация "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", с 2006 г. - Государственное учреждение здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 12 Департамента здравоохранения города Москвы".
Периоды работы истца у данного работодателя до и после спорного периода с 06.03.1996 по 28.10.2006 учтены ответчиком в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при смене организационно-правовой формы, цели и задачи данного медицинского учреждения с момента образования и переименования не изменялись, следовательно, стаж работы истца в Некоммерческой организации "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио", правомерно включен судом в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку являясь правопреемником Медико-санитарной части N 1 Главного управления здравоохранения Мосгорисколкома, Некоммерческая организация "Медицинский фонд Медико-санитарная часть N 1 фио" продолжила осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 01 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.