Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., и судей Пильгановой В.М., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 08 июня 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2240/2022), которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Карпухиной Е.Ю. с 25.09.1995 по 01.07.1996, с 03.09.1996 по 01.02.1997, с 20.10.1997 по 14.12.1998, с 01.01.1999 по 13.07.1999, с 02.08.1999 по 10.08.1999, с 14.08.1999 по 22.09.1999, с 28.05.2007 по 06.06.2007, с 26.08.2010 по 29.08.2010, с 28.07.2012 по 29.08.2012, 12.08.2013, с 15.12.1998 по 31.12.1998.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Карпухиной Е.Ю. с 25.09.1995.по 01.07.1996, с 03.09.1996 по 01.02.1997, с 20.10.1997 по 14.12.1998, с 01.01.1999 по 13.07.1999, с 02.08.1999 по 10.08.1999, с 14.08.1999 по 22.09.1999, с 28.05.2007 по 06.06.2007, с 26.08.2010 по 29.08.2010, с 28.07.2012 по 29.08.2012, 12.08.2013,.с 15.12.1998 по 31.12.1998.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить Карпухиной Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с 02.02.2022.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в пользу Карпухиной Е. Ю. расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В остальной части иска отказать.
установила:
Истец Карпухина Е.Ю. обратилась в суд иском к ГУ-ГУ ПФР N 8
по г. Москве и Московской области, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в подсчет специального страхового стажа периоды работы с 25.09.1995 по 01.07.1996, с 03.09.1996 по 01.02.1997, с 20.10.1997 по 14.12.1998, с 01.01.1999 по 13.07.1999, с 02.08.1999 по 10.08.1999, с 14.08.1999 по 22.09.1999, с 28.05.2007 по 06.06.2007, с 26.08.2010 по 29.08.2010, с 28.07.2012 по 29.08.2012, 12.08.2013, с 15.12.1998 по 31.12.1998, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 02.02.2022, взыскать с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области расходы по оплате юридических услуг в размере 35 000 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ответчиком было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Веселов А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Росберг Е.В. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика.
Истец, извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца по доверенности Веселова А.С, представителя ответчика по доверенности Росберг Е.В, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому
при возникновении права на назначение страховой пенсии в 2019 году страховая
пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны
в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут
возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее
досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих
видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления
сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "м" п. 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.05.2021 Карпухина Е.Ю. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 03.11.2021 Карпухиной Е.Ю. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ. По мнению ответчика, по представленным документам специальный стаж истца составил 22 года 7 месяцев 14 дней.
В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды:
- с 25.09.1995 по 01.07.1996 - воспитатель в Управлении здравоохранения Южного округа г. Москвы "Детский санаторий N 51", так как наименование учреждения не предусмотрено "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
- с 03.09.1996 по 01.02.1997 - воспитатель в Негосударственном образовательном учреждении "Малышок", так как наименование учреждения не предусмотрено "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
- с 20.10.1997 по 14.12.1998, с 01.01.1999 по 13.07.1999, с 02.08.1999 по 10.08.1999, с 14.08.1999 по 22.09.1999 - воспитатель в Учебно-воспитательном комплексе N 1638 ЦОУ г. Москвы, так как наименование учреждения не предусмотрено "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
- с 28.05.2007 по 06.06.2007, с 26.08.2010 по 29.08.2010, с 28.07.2012 по 29.08.2012, 12.08.2013 - воспитатель в ГБОУ г. Москвы "Детский сад компенсирующего вида N 1153", так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в сведениях о стаже отсутствуют коды льготы и ставки.
В страховой стаж и в стаж истца на соответствующих видах работ не был включен период работы с 15.12.1998 по 31.12.1998 - воспитатель в Учебно-воспитательном комплексе N 1638 ЦОУ г. Москвы, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за указанный период отсутствуют сведения о заработной плате.
Как усматривается из трудовой книжки, Карпухина Е.Ю. 25.09.1995 зачислена в Детский санаторий N 51 на должность воспитателя, 01.07.1996 уволена по собственному желанию, 30.09.1996 принята в НОУ "Малышок" на должность воспитателя, 01.02.1997 уволена по собственному желанию, 20.10.1997 принята в УВК-1683 ЦОУ г. Москвы на должность воспитателя с испытательным сроком три месяца, 30.12.1998 присвоена вторая квалификационная категория, 23.07.1998 учреждение переименовано в Государственное образовательное учреждение "Начальная школа-детский сад" компенсирующего вида N 1638, 16.11.2001 освобождена от должности по собственному желанию, 19.11.2001 принята в ГОУ д/с N 1153 Южного окружного управления образования на должность воспитателя спецгруппы, 07.12.2011 учреждение переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида N 1153, 12.08.2013 уволена по инициативе работника.
Согласно выписке из наблюдательного дела N 1113/1 от 23.07.2021, Карпухина Е.Ю. работала в Государственном образовательном учреждении "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 1638" в должности воспитателя логопедической группы с 23.09.1999 по 16.11.2001 полный рабочий день в режиме полной рабочей недели на полную ставку и имела педагогическую нагрузку 25 часов в неделю, предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 03.07.2000 по 17.07.2000. Наименование должности с 23.09.1999 соответствует наименования должностей Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ранее постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067).
В выписке из наблюдательного дела также указано, что факт работы Карпухиной Е.Ю. за период с 23.09.1999 по 16.11.2001 в должности воспитателя в ГОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 1638" подтверждается документами, находящимися в наблюдательном деле и Акте документальных проверок.
Из архивной справки от 30.06.2021 N 40156 следует, что в документах архивного фонда ГОУ Начальной школе-детском саду N 1638 Центрального ОУО в приказах по личному составу сотрудников за 1997-2001 гг, лицевых счетах по заработной плате сотрудников за 1997-2000 гг. значится: Карпухина Е.Ю. работала в ГОУ Начальной школе-детском саду N 1638 Центрального ОУО в должности воспитателя на полную ставку в режиме полного рабочего времени с 20.10.1997 (приказ N 43 от 16.10.1997) по 16.11.2001 (приказ N 56 от 12.11.2001). Предоставлялись отпуска без сохранения содержания с 14.07.1999 по 01.08.1999, с 11.08.1999 по 13.08.1999, с 03.07.2000 по 17.07.2000. Направлялась на курсы повышения квалификации с отрывом от работы и сохранением среднемесячной заработной платы с 02.02.2000 на 18 рабочих дней (приказ N 05 от 01.02.2000). Сведений о других отвлечениях от основной работы не имеется.
Из представленного в материалы дела Устава Некоммерческого образовательного учреждения Детский сад "Малышок" усматривается, что основными задачами Учреждения являются: дошкольное образование - всестороннее развитие, психологическая помощь детям и родителям.
Образовательный процесс в Учреждении основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, свободы и плюрализма.
Обучение в Учреждении ведется на основе программ дошкольного образования и соответствующей определенному уровню подготовки детей, устанавливаемой государственным образовательным стандартом.
Согласно Уставу Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада комбинированного вида N 1638, Учреждение является государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Москвы, некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В Уставе отражены сведения о реорганизации, согласно которым Ясли-сад N 1638 создан на основании приказа Главного управления народного образования Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 15.09.1986 N 427.
Приказом Московского комитета образования от 17.01.2000 N 39 Дошкольное учреждение N 1638 переименовано в Государственное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 1638.
Приказом Департамента образования города Москвы от 27.09.2011 N 675 учреждение переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида N 1638.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 25.09.1995 по 01.07.1996, с 03.09.1996 по 01.02.1997, с 20.10.1997 по 14.12.1998, с 01.01.1999 по 13.07.1999, с 02.08.1999 по 10.08.1999, с 14.08.1999 по 22.09.1999, с 28.05.2007 по 06.06.2007, с 26.08.2010 по 29.08.2010, с 28.07.2012 по 29.08.2012, 12.08.2013, с 15.12.1998 по 31.12.1998 продолжительностью 3 года 2 месяца 9 дней, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, учитывая характер и специфику, условия осуществления истцом работы, выполняемые функции, цели и задачи и направления деятельности образовательного учреждения, пришел к обоснованному выводу о том, что истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в условиях труда, предусмотренных Списком.
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионным органом в подсчет специального стажа периодов работы и периода работы, включенного по решению суда при рассмотрении настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом положений ст.22 ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей, что пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с 02.02.2022 г.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстан ции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на представленных доказательствах и с учетом норм законодательства, регулирующих указанные правоотношения.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных по делу доказательств судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны позиции, изложенной им в письменных возражениях на иск, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено. В связи с чем, оснований для отмены решения суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 08 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.