Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Чубаровой Н.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Фомичевой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Москвичева Александра Николаевича на решение Головинского районного суда адрес от 27 апреля 2022 года по иску Москвичева Александра Николаевича к УФСИН России по адрес о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, которым в удовлетворении исковых требований фио отказано, УСТАНОВИЛА:
Истец Москвичев А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику УФСИН России по адрес, в котором просил признать незаконным решение УФСИН России по адрес от 03.06.2020 об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты; обязать УФСИН России по адрес поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с 03.06.2020.
Требования мотивированы тем, что Москвичев А.Н. с декабря 2000 года по октябрь 2020 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В октябре 2020 года был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, с должности заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес. 21.01.2020 истец подал заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Комиссией УФСИН России по адрес заявление было рассмотрено с нарушением 3-х месячного срока только 03.06.2020.
Согласно протоколу от 03.06.2020 N5 было принято решение об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты, поскольку истец совершил действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, после которых прошло менее пяти лет, т.к. истец 29.02.2016 снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: адрес, 6/1, которая принадлежала на праве собственности его отцу фио
С выводом ответчика истец не согласен, поскольку жилое помещение по адресу: адрес, 6/1, ему не принадлежало ни на праве собственности, ни на праве социального найма, в этой квартире он был зарегистрирован на основании договора безвозмездного пользования от 16.01.2015, заключенного между ним и фио, которому на праве собственности принадлежала одна комната площадью 10, 7 кв.м. В связи со сменой места жительства, 29.02.2016 Москвичев А.Н. зарегистрировался по адресу: адрес, регистрацию по прежнему месту жительства аннулировал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Москвичев А.Н. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии апелляционной инстанции явились истец Москвичев А.Н, который доводы апелляционной жалобы поддержал, а также представитель ответчика УФСИН России по Москве по доверенности фио, которая возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч.6 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых смещений или их частей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Москвичев А.Н. с декабря 2000 года по октябрь 2020 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
21.01.2020 Москвичев А.Н. обратился в комиссию УФСИН России по адрес с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив все необходимые документы.
Решением комиссии УФСИН России по адрес от 03.06.2020 протоколом N5 в постановке на учет фио для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения было отказано на основании п.8 ст.4 Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с ухудшением жилищных условий, путем снятия сотрудника с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: адрес, 6/1.
В октябре 2020 года истец уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, с должности заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес.
Согласно представленному договору дарения от 27.12.2014 Москвичев А.Н. подарил и передал отцу фио 28/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру коммунального заселения, расположенную по адресу: адрес, 6/1.
Из представленного истцом договора (соглашения) безвозмездного пользования вышеуказанной квартиры от 16.01.2015, заключенного между фио и Москвичевым А.Н. следует, что жилое помещение по адресу: адрес, 6/1 предоставляется истцу для проживания на два года, т.е. до 16.01.2017, с правом регистрации по месту жительства в данном помещении, при том, что регистрация по месту жительства в ранее принадлежащим на праве собственности истцу жилом помещении, была осуществлена до отчуждения указанной доли 25.06.2010.
Кроме того, истец имел регистрацию в жилом помещении, принадлежащим его отцу, по адресу: адрес, 6/1 площадь одной комнаты 10, 7 кв.м, где на каждого из проживающих приходилось по 5, 35 кв. м (10, 7 кв.м : 2), а 29.02.2016 истец снялся с регистрационного учета, с последующей временной регистрацией в жилом помещении по адресу: адрес, на основании договора аренды.
В соответствии с п.8 ст.4 ФЗ от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
При этом по смыслу приведенной нормы закона перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах но контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно ч.1 указанных Правил, правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной платы, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право па получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями лица, претендующего на единовременную социальную выплату, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в соответствующей выплате, то есть, между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) должна иметься прямая причинная связь; в случае, если бы заявитель, претендующий на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не совершал соответствующих действий, то он не мог бы быть принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как не соответствовал бы требованиям п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом суд первой инстанции учел, что из оспариваемого решения комиссии УФСИН России по адрес от 03.06.2020 следует, что истец Москвичев А.Н. снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: адрес, 6/1, то есть в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты, сотрудником были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что совершение Москвичевым А.Н. действий по прекращению его регистрации в жилом помещении обоснованно расценены комиссией ФСИН России как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в частности при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что истец 29.02.2016 снялся с регистрационного учета из квартиры коммунального заселения по адресу: адрес, 6/1, с последующей временной регистрацией в жилом помещении по адресу: адрес, на основании договора аренды, при этом 21.01.2020 подал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из представленной истцом справки ГБТИ следует, что по состоянию на 23.07.2020 жилой дом по адресу: адрес снесен (л.д.116) и гражданам предоставлены иные жилые помещения.
Таким образом, истец снялся с регистрационного учета из жилого помещения, перед его сносом, тем самым ухудшив свои жилищные условия.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, повторяют позицию истца, изложенную им в исковом заявлении, не опровергают правильности выводов суда, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, а потому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Несогласие в апелляционной жалобе с выводами суда в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не могут повлечь отмену решения, поскольку согласно положениям ст.ст.56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Москвичева Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.