Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей фио, фио, при помощнике Головиной Л.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе фио, Копаевой О.К. на решение Хорошевского районного суда адрес от 17 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Копаева.., Копаевой... к ГБУ МФЦ адрес, ГБУ адрес Щукино адрес о применении скидок, выплате сумм отказать.
УСТАНОВИЛА:
Копаев К.В. обратился в суд с иском к БУ МФЦ адрес, ГБУ адрес Щукино адрес просил применить скидки в размере 50 % на оплату ЖКУ в квартире по адресу: адрес. Обязать ГБУ МФЦ применять льготные скидки в размере 50% на положенные услуги в квартире по адресу: адрес, обязать сделать перерасчёт излишне уплаченных сумм и взыскать с ГБУ адрес Щукино" излишне уплаченную сумму в размере сумма
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУ МФЦ адрес в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, как необоснованных, по основаниям, изложенным в возражениях на исковые требования.
Судом постановлено вышеуказанное решением, об отмене которого, как незаконного и необоснованного просят Копаев К.В, Копаева О.К. по доводам жалобы.
Копаева О.К. на заседание судебной коллегии не явилась, о дате, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, причин неявки не сообщила, об отложении слушания по делу не ходатайствовала, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В постановлении Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствие с жилищным кодексом РФ" (в редакции от 23.04.2014 года N 219-ПП) указано, что Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) выполняют функции: - начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов-фактур; - организации приема и выполнения функций жилищных организаций по приему населения и предоставления жителям информации о начислениях и оплате за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Также в функции и полномочия ГБУ МФЦ адрес входит организации приема и выполнения функций жилищных организаций по приему населения и предоставления жителям информации о начислениях и оплате за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги.
Функции по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, владельцам, собственникам жилых помещений, осуществляются МФЦ с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности фио" при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги, (пункт 3.2 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации") и государственной услугой не является.
Заключение договора на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги (далее - ЖКУ) ГБУ МФЦ адрес с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией (Договор) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 267-ПП "Об утверждении Регламента взаимодействия Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг адрес" с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организацией".
В соответствии с п. 2.1.2 и п. 2.1.3 Договора ГБУ МФЦ адрес осуществляет ежемесячное начисление платежей, подлежащих оплате Плательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществляет соответствующую корректировку начислений в соответствии с письменными поручениями поставщика услуг, управляющей организации.
Вместе с тем управление многоквартирным домом (далее - МКД) осуществляет Управляющая организация (далее - УО) на основании договора управления МКД, заключенного между УО и жителями МКД с определением перечня услуг и работ (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, ответственность перед жителями МКД за достоверное начисление жителям платы в рамках договора управления МКДА в том числе в силу пунктов 31, 67, 155(1) постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства РФN 354), несет Управляющая организация.
Как установлено судом, Копаев К.В. является Ветераном боевых действий, истец имеет дочь - Копаеву О.К, которая является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Как следует из сведений, представленных ГБУ МФЦ адрес, по сведениям содержащимся в фио в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес зарегистрировано право собственности Копаевой О.К, которая не зарегистрирована по данному адресу, и которой установлен статус "не проживает".
В фио зафиксированы сведения об отнесении фио (не собственника) к льготной категории "Ветеран боевых действий", однако основания для начисления за ЖКУ с учетом льготных скидок в настоящее время отсутствуют, о чем Копаеву К.В. ранее неоднократно сообщалось.
По сведениям ГБУ МФЦ адрес в настоящее время в базу данных внесены сведения о родственных отношениях между собственником жилого помещения и Копаевым К.В. Учитывая тот факт, что сведения по указанному адресу в программном комплексе о собственнике жилого помещения отражаются именно "без регистрации" и "не проживает", истцу неоднократно было сообщено о необходимости предоставить с места регистрации по месту жительства Копаевой О.К. справку (акт) о факте ее не проживания для дополнительного рассмотрения вопроса, однако до настоящего времени такие документы истцом не предоставлены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что льготник имеет право воспользоваться мерами социальной поддержки на оплату услуг "содержание жилого помещения" и "взнос на капитальный ремонт" при условии, что он является собственником жилого помещения или членом семьи собственника, совместно с ним проживающим, истец Копаев К.В. собственником жилого помещения не является, а сведения о том, что он является членом семьи собственника, совместно с ним проживающим, истцом ответчикам не предоставлялись.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно отказано в предоставлении льготных скидок ветерану боевых действий, которые ему прилагаются, ссылкой на то, что Копаева О.К. не проживает в указанной квартире, что отклоняются судебной коллегией.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса РФ).
Разъясняя приведенные законоположения, в пунктах 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" отмечено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п.2.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 07.12.2004 N850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг", меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по категории "Ветеран боевых действий" предоставляется членам семьи при условии совместного проживания с ними.
Меры социальной поддержки предоставляются на оплату ЖКУ и носят адресный характер, т.е. могут быть предоставлены гражданам, обязанным оплачивать указанные услуги, а именно: собственникам жилого помещения (в соответствии со ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)) и членам их семьи, совместно с ними проживающим.
К членам семьи по отношению к собственнику жилого помещения (в соответствии со ст.31 ЖК РФ) относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника в установленном порядке, при этом содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом.
Принимая во внимание вышеизложенное, льготник имеет право воспользоваться мерами социальной поддержки на оплату услуг "содержание жилого помещения" и "взнос на капитальный ремонт" при условии, что он является собственником жилого помещения или членом семьи собственника, совместно с ним проживающим.
По сведениям ГБУ МФЦ адрес в настоящее время в базу данных внесены сведения о родственных отношениях между собственником жилого помещения и Копаевым К.В. Учитывая тот факт, что сведения по указанному адресу в программном комплексе о собственнике жилого помещения отражаются именно "без регистрации" и "не проживает", истцу неоднократно было сообщено о необходимости предоставить с места регистрации по месту жительства Копаевой О.К. (поскольку она не зарегистрирована по месту жительства в спорной квартире) справку (акт) о факте ее не проживания для дополнительного рассмотрения вопроса, однако до настоящего времени такие документы истцом не предоставлены.
ГБУ МФЦ адрес является организацией, в обязанности которой входит произведение расчетов и начислений жителям за ЖКУ, а также формирование Единых платежных документов, на основании поручений УО и Поставщиков услуг (в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации").
В случае отсутствия документов подтверждающих необходимость внесения изменений, при условии свободного волеизъявления заявителей, специалисты адрес вносить корректировки в базу данных по собственной инициативе не вправе.
Истцами, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлены доказательства о предоставлении в МФЦ документов, подтверждающих проживание собственника жилого помещения по указанному адресу.
Учитывая вышеизложенное, нарушения со стороны ответчиков при расчётах платы за жилищно-коммунальные услуги не выявлены.
Доводы жалобы истцов о том, что судом необоснованно отказано в перерасчёте и взыскании излишне уплаченной суммы, отклоняется судебной коллегией, поскольку в настоящее время истцам не предоставлена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 %.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.