Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Михайловой Р.Б., Кирпиковой Н.С.
при секретаре Бранец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ГУ- Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области к Даниловскому ОСП ГУФССП России по г. Москве, ГУФССП России по Москве об оспаривании постановлений (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-2711/2020)
по апелляционной жалобе административного истца на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 года о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя ГУФССП России по г. Москве Дубровина Д.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГУ - Главное управление ПФР N8 по г.Москве и Московской области обратилось в суд с административными исковыми заявлениями, соединенными в одно производство, к Даниловскому ОСП ГУФССП России по г.Москве, ГУФССП России по Москве, в которых просило признать незаконными постановления:
- от 26 июня 2019 года (по исполнительному производству N288418/18/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 03 июля 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 83260/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 1);
- от 18 октября 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N131694/19/77005-ИП и от 06 февраля 2020 года о взыскании по нему с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма (том 2);
- 21 февраля 2020 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N115029/20/77005-ИП и от 13 марта 2020 года о взыскании по нему с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма (том 3);
- от 17 июля 2020 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N164496/20/77005-ИП (том 4);
- от 24 января 2020 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N6348/20/77005-ИП и от 10 марта 2020 года о взыскании по нему с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма (том 5);
- от 21 августа 2020 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N178145/20/77005-ИП (том 6);
- от 26 июня 2019 года (по исполнительному производству N52514/19/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 05 июля 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 84201/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 7);
- от 03 апреля 2019 года (по исполнительному производству N16/19/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 03 июля 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 83270/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 8);
- от 26 июня 2019 года (по исполнительному производству N48660/19/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 03 июля 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 83266/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 9);
- от 10 октября 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N129310/19/77005-ИП и от 24 декабря 2019 года о взыскании по нему с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма (том 10);
- от 04 июля 2019 года (по исполнительному производству N13684/19/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 26 июля 2019 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 93778/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 11);
- от 18 июня 2018 года (по исполнительному производству N 283223/18/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 28 июня 2018 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 306639/18/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 12);
- от 25 сентября 2018 года (по исполнительному производству N 319184/18/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 29 декабря 2018 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 361220/18/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 13);
- от 29 июня 2020 года (по исполнительному производству N 127837/20/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 03 июля 2020 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 160755/20/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 14);
- от 06 сентября 2018 года (по исполнительному производству N 313498/18/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 24 декабря 2018 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 359422/18/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 15).
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что оспариваемые постановления не соответствуют требованиям подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 13, пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в исполнительных листах не указано наименование должника, а в оспариваемых постановлениях не разъяснен порядок обжалования.
В процессе рассмотрения дела административный истец отказался от административных исковых требований об оспаривании постановлений:
- от 18 июня 2018 года (по исполнительному производству N 283223/18/77005-ИП) о взыскании с ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области исполнительского сбора в размере сумма и от 28 июня 2018 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N 306639/18/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора (том 12);
- от 21 августа 2020 года о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N178145/20/77005-ИП (том 6).
Определением Симоновского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 года отказ принят судом; производство по административному делу в указанной части прекращено.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 года административные исковые требования ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области удовлетворены частично; размер исполнительских сборов, взысканных с административного ответчика на основании трех постановлений судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по г.Москве от 26.06.2019г. и по постановлению судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по г.Москве от 03 апреля 2019 года, снижен до сумма по каждому; в остальной части требований ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области - отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, принятии по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Так, в соответствии со статьей 218 (часть 1) КАС РФ граждане и организации могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностных лиц, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статьи 62, 227 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела установлено, что 16 апреля 2018г. Симоновским районным судом г. Москвы был выдан исполнительный лист ФС N 015461398 в отношении должника ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (взыскатель фио), на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 04 мая 2018г. в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 288418/18/77005-ИП о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении пенсии.
По данному исполнительному производству 03 июня 2019г. у ГУ- Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области были запрошены сведения об исполнении требований исполнительного документа.
25 июня 2019г. ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в адрес Даниловского ОСП УФССП России по Москве направлены сведения о принятом 22 июня 2018 г. решении о назначении пенсии фио по старости с 24.03.2017г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 26 июня 2019 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 03 июля 2019 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 83260/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 1).
09 сентября 2019г. Симоновским районным судом г. Москвы был выдан исполнительный лист ФС N 029933127 в отношении ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (взыскатель Манукян Г.А.), на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 18 октября 2019г. в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 131694/19/77005-ИП о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении пенсии.
18 октября 2019 года у ГУ- Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области были запрошены сведения об исполнении требований исполнительного документа; требование получено представителем административного истца лично 18 октября 2019 года, а также почтой 09 декабря 2019 года; данных об исполнении не представлено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 06 февраля 2020 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
16 июля 2020 г. начальнику ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области вручено предупреждение об ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а также требование предоставить подтверждающие исполнение решения Симоновского районного суда г. Москвы от 26.10.2018 г. сведения в десятидневный срок (том 2).
13.02.2020г. судом был выдан исполнительный лист ФС N 033183156 в отношении ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (взыскатель фио) о взыскании сумма, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 21 февраля 2020 года в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 115029/20/77005-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного документа получена должником 02 марта 2020 года (РПИ 14576844771114); данных о своевременном исполнении не представлено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 13 марта 2020 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма (том 3).
15.06.2020г. судом был выдан исполнительный лист ФС N 033042339 в отношении ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (взыскатель фио) о взыскании сумма, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 17 июля 2020 года в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 164496/20/77005-ИП (том 4).
30.05.2019г. судом был выдан исполнительный лист ФС N 028919255 отношении ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (взыскатель фио) об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 24 января 2020г. в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 6348/20/77005-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику почтой, получена 10 февраля 2020 года (РПИ 14576744643870); данных о своевременном исполнении не представлено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 10 марта 2020 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
15 июля 2020 г. начальнику ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области вручено предупреждение об ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а также требование предоставить подтверждающие исполнение решения Симоновского районного суда г. Москвы от 15 марта 2019 года сведения в десятидневный срок (том 5).
25.04.2019 г. судом был выдан исполнительный лист ФС N 029448325 в отношении должника ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (взыскатель Левченко Л.А.), на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 07 мая 2019г. в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N52514/19/77005-ИП о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении пенсии.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику почтой, получена 03 июня 2019 года (РПИ 14574435644045).
03 июня 2019г. у ГУ- Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области были запрошены сведения об исполнении требований исполнительного документа.
25 июня 2019г. ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в адрес Даниловского ОСП УФССП России по Москве направлены сведения о принятом 01 июля 2019 года решении о назначении пенсии Левченко Л.А. по старости с 16 апреля 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 26 июня 2019 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве от 03 июля 2019 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 84201/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 7).
11 января 2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении в отношении административного истца исполнительного производства N16/19/77005-ИП о назначении (продлении выплаты) страховой пенсии по случаю потери кормильца фио
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена должнику, получена 25 марта 2019 года (РПИ 14082933713984); требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не исполнены; решение о назначении взыскателю пенсии принято административным истцом 01 июля 2019 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 03 апреля 2019 года по данному исполнительному производству с ГУ- Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 03 июля 2019 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 84270/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 8).
26.02.2019 г. Симоновским районным судом г. Москвы выдан исполнительный лист N ФС 028901738 (взыскатель фио), на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 25 апреля 2019 года в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 48660/19/77005-ИП о перерасчете пенсии.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику 30 мая 2019 года, а также направлена почтой, получена 03 июня 2019 года (РПИ 14574435340732) и возвращена без исполнения (в связи с изменением места жительства взыскателя).
У ГУ- Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области были запрошены сведения об исполнении требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 26 июня 2019 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 03 июля 2019 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 83266/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 9).
26.09.2019 г. судом был выдан исполнительный лист ФС N 029295821 в отношении ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП УФССП России по Москве в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 129310/19/77005-ИП о взыскании в пользу фио денежных средств.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику почтой, вручена адресату 09.12.2019г. (РПИ 14574442561854); в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником исполнены не были.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 24 декабря 2019 года с должника по данному исполнительному производству взыскан исполнительский сбор в размере сумма (том 10).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 04 июля 2019 года по исполнительному производству N13684/19/77005-ИП с административного истца за неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 26 июля 2019 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 93778/19/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 11).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 25 сентября 2018 года по исполнительному производству N 319184/18/77005-ИП с административного истца за неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 29 декабря 2018 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 361220/18/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 13).
19.11.2019г. Симоновским районным судом г. Москвы был выдан исполнительный лист N ФС 030071624 (взыскатель фио), на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУ ФССП России по г. Москве от 27 марта 2020 года в отношении административного истца было возбуждено исполнительное производство N 127837/20/77005-ИП о взыскании сумма
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику 01 апреля 2020 года (РПИ 14576746009926); требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнены не были.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 29 июня 2020 года с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 03 июля 2020 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 160755/20/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства (том 14).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 08 августа 2018 года в отношении ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области возбуждено исполнительное производство N 313498/18/77005-ИП о взыскании в пользу Иванова И.В. сумма
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлялась должнику почтой, вручена 29 августа 2018 года (РПИ 11573826482153); требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исполнены должником не были.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.09.2018 г. по данному исполнительному производству с ГУ-Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области взыскан исполнительский сбор в размере сумма
Постановлением судебного пристава-исполнителя Даниловского ОСП ГУФССП России по Москве от 24 декабря 2018 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство N 359422/18/77005-ИП о взыскании исполнительского сбора, не исполненного должником в рамках основного исполнительного производства, оконченного 19 декабря 2018 года (том 15).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что оснований полагать оспариваемые административным истцом постановления незаконными не имеется; с учетом степени вины должника уменьшил размер четырех исполнительских сборов на одну четверть (до сумма).
У судебной коллегии, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, оценившей доводы сторон по существу спора, не имеется оснований не согласиться с такими суждениями суда первой инстанции.
Так, согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.
В этих целях согласно статье 30 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает на основании исполнительного листа по заявлению взыскателя исполнительное производство; устанавливает должнику срок для добровольного исполнения (по общему правилу 5 дней); по истечении которого вправе взыскать с последнего исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 7, 9 статьи 112 названного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.
Как разъяснено в пунктах 74-78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В силу статей 47, 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно подпункту "б" пункта 5 части 1 статьи 13, пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в исполнительном листе приводится наименование должника-организации, а в постановлении судебного пристава-исполнителя должен быть указан порядок его обжалования.
Применительно к изложенному, представляется, что суд верно разрешилспор, принял в соответствии со статьей 227 КАС РФ законный и обоснованный судебный акт.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Оснований полагать, что судебный пристав-исполнитель в рассматриваемых правоотношениях действовал с нарушением закона и прав административного истца не имеется; в пределах предоставленных полномочий в отношении ГУ - Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области были возбуждены исполнительные производства (как основные, так и о взыскании исполнительских сборов); в исполнительных листах, вопреки доводам истца, указано наименование должника, а в оспариваемых постановлениях - заявителю разъяснен порядок оспаривания.
Также представляется, что с должника правомерно взысканы исполнительские сборы, так как объективных данных о своевременном исполнении требований исполнительных документов административным истцом не представлено, как и доказательств того, что своевременное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Нарушений порядка вынесения постановлений о взыскании исполнительских сборов, их утверждения старшим судебным приставом не установлено; вопреки аргументам административного истца, судебным приставом-исполнителем представлены доказательства направления должнику копий постановлений о возбуждении исполнительных производств, оснований не доверять которым не имеется.
Постановления о взыскании исполнительских сборов вполне отвечают принципам исполнительного производства, не противоречит выявленной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 13-П от 13 июля 2001 года правовой природе исполнительского сбора.
Уменьшение по 4 исполнительным производствам на одну четверть исполнительских сборов является правом суда; оснований не согласиться с такой оценкой степени вины должника в неисполнении в срок данных исполнительных документов, у судебной коллегии не имеется.
В отношении остальных оспариваемых административным истцом постановлений о взыскании исполнительских сборов, оснований для освобождения должника, уменьшения их размеров не установлено.
Выводы суда основаны на нормах материального права, регулирующего рассматриваемые отношения, должным образом учитывают фактические обстоятельства дела, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств, получивших надлежащую оценку (статья 84 КАС РФ). Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
Ссылки в апелляционной жалобе на нормы бюджетного законодательства также не могут быть приняты во внимание, поскольку, обращаясь в суд, административный истец не оспаривал постановления по этому основанию, не указывал на то, что вышеозначенные исполнительные документы, в частности, о взыскании с административного истца денежных средств, не подлежат исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Таким образом, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе безусловных, по материалам административного дела и исходя из доводов апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.