Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Тиханская А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материал N Ма-66/2022 по представлению Тимирязевского межрайонного прокурора адрес фио на определение судьи Тимирязевского районного суда адрес от 31 января 2022 года, которым постановлено:
отказать Тимирязевскому прокурору к фио об обязании пройти лечение, УСТАНОВИЛ:
Тимирязевский межрайонный прокурор адрес фио в интересах неопределенного круга лиц, в интересах прав несовершеннолетних обратился в суд с административным иском, в котором просил возложить обязанность на несовершеннолетнюю Тимонину С.А. пройти лечение от наркомании а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию, мотивируя требования тем, что несовершеннолетняя употребляет алкогольные напитки и наркотические вещества, однако от лечения в добровольном порядке отказывается, что подвергает угрозе ее жизнь и жизнь окружающих граждан.
Определением судьи Тимирязевского районного суда адрес от 31 января 2022 в принятии административного иска отказано, поскольку требования не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
В представлении прокурор ставит вопрос об отмене определения суда как незаконного.
В соответствии со ст. 315 КАС РФ судья рассматривает представление по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене определения суда как постановленного с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается в ином судебном порядке.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья руководствовался данной нормой процессуального закона и исходил из того, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
Указанные выводы судьи являются ошибочными.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно п. 1 статьи 54 Федерального закона РФ от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществ" государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.
В силу пункта 2 статьи 54 Федерального закона РФ от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществ" наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, а больным наркоманией несовершеннолетним - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
Вместе с тем частью 3 указанной статьи предусмотрены случаи, когда на лиц, больных наркоманией, уклоняющихся от лечения, может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из административного иска, несовершеннолетняя Тимонина С.А, употребляющая наркотические средства и алкогольные напитки, уклоняется от прохождения лечения, родители несовершеннолетней лечением дочери не занимаются, в связи с чем в интересах несовершеннолетней необходимо с целью оказания ей квалифицированной медицинской помощи принять принудительные меры для лечения, при этом возникшие отношения не основаны на равенстве и автономии воли, в связи с чем данный административный иск подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
При таком положении у суда отсутствовали основания для отказа в принятии административного иска.
При таких обстоятельствах определение Тимирязевского районного суда адрес от 31 января 2022 года подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с направлением материалов в тот же суд для решения вопроса о принятии административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Тимирязевского районного суда адрес от 31 января 2022 года отменить, возвратить материал по административному иску Тимирязевского межрайонного прокурора адрес фио в интересах неопределенного круга лиц, в интересах прав несовершеннолетних о возложении на Тимонину С.А. обязанности пройти лечение от наркомании а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.