Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего С.И.Коневой
Судей фио, фио
при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-1553/2022 по апелляционной жалобе В.В.Кара-Мурзы на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 09 сентября 2022 года, которым отказано Кара-Мурзе Владимиру Владимировичу в удовлетворении требований к Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 40, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес об оспаривании решения и действий (бездействий) участковой избирательной комиссии, обязании предоставить возможность проголосовать на выборах вне помещения для голосования, УСТАНОВИЛА:
Административный истец В.В. Кара-Мурза обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 40 (далее- Избирательная комиссия) предоставить возможность проголосовать на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес вне помещения для голосования 09-11 сентября 2022 года, обязать Избирательную комиссию и ФКУ СИЗО- 5 УФСИН России по адрес предоставить возможность проголосовать на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес вне помещения для голосования в течение 10-11 сентября 2022 г.
Требования мотивированы тем, что является обвиняемым по уголовному делу и содержится в СИЗО-5 УФСИН России по адрес. До ареста был зарегистрирован и проживал по адресу: адрес. Обратился в Избирательную комиссию избирательного участка N 40 (по месту регистрации) с заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а в помещении СИЗО -5. По состоянию на первый день голосования- 09.09.2022, Избирательной комиссией избирательного участка N40 не предоставлена возможность проголосовать на выборах, что является нарушением его активного избирательного права.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит В.В. Кара-Мурза по доводам апелляционной жалобы.
Административный истец В.В. Кара-Мурза (участие обеспечено посредством видеоконференц-связи) и его представитель В.Ю. Прохоров доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В.В. Кара-Мурза зарегистрирован по адресу: адрес.
В настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес ввиду избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
07.09.2022 г. В.В. Кара-Мурза обратился с заявлением в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 40 (по месту регистрации) с заявлением о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования по месту его нынешнего пребывания в СИЗО-5 в дни голосования на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес 11 сентября 2022 г.
Участковая избирательная комиссии N40 адрес, за подписью Председателя комиссии фио уведомила, что территория места нахождения ФКУ СИЗО -5 УФСИН России по адрес относится к Территориальному избирательному участку N 3641 (л.д.20).
Суд, учитывая положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса адрес пришел к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца, отсутствии основания для удовлетворения требований.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, материалах дела.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В соответствии с данным Федеральным законом N67-ФЗ гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 3); право избирать имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет (пункт 1 статьи 4); избирателем, т.е. гражданином, обладающим активным избирательным правом, является совершеннолетний гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (подпункт 18 статьи 2; пункт 4 статьи 4); гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей только на одном избирательном участке (пункт 10 статьи 17).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права); факт нахождения места жительства или временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Применительно к участию граждан в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления это означает, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 13 Избирательного кодекса адрес, положений уставов муниципальных образований в адрес, депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по мажоритарной избирательной системе по многомандатным избирательным округам. При этом частью 5 статьи 14 Избирательного кодекса адрес предусмотрено, что при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательные участки, образованные в местах временного пребывания избирателей, включая места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в избирательные округа не входят.
Положения статьи 70 Избирательного кодекса адрес, предусматривающей порядок голосования избирателей вне помещения для голосования, не предусматривает возможности организации участковой избирательной комиссией голосования избирателей вне помещения для голосования за пределами соответствующего избирательного участка.
Таким образом, на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес возможность голосования избирателя (в том числе - содержащегося в следственном изоляторе), находящегося в день голосования за пределами избирательного округа, в котором данный избиратель обладает активным избирательным правом, избирательным законодательством не предусмотрена. То есть избиратели, находящиеся в местах временно пребывания решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.
В соответствии со статьей 99 УПК РФ в правовой взаимосвязи с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2016 N 12-П, решение суда об избрании меры пресечения - это не только формальное основание для ограничения свободы лица, но и главный непосредственный источник его специального правового статуса, что может повлечь для него и ограничение избирательных прав, которое, будучи следствием применения меры пресечения, осуществляется, по сути, не автоматически, а дифференцированно.
Из указанного следует, что в рассматриваемом случае при проведении выборов возможность реализации активного избирательного права гражданина, находящегося в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, обусловлена решением суда об избрании меры пресечения.
Доводы заявителя являются несостоятельными. По логике заявителя члены Избирательной комиссии должны предоставить возможность для голосования лицам, которые содержатся под стражей в другом регионе Российской Федерации, в том числе, который находится на значительном удалении от избирательного участка.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным истцом не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов; действия Избирательной комиссии являются законными.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 09 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.