Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио
при секретаре М.С.Бранец, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Измайловского адрес фиоКолесникова на решение Измайловского районного суда адрес от 09 марта 2022 года, которым постановлено:
административные исковые требования Авраменко Евгения Александровича к призывной комиссии адрес, военному комиссариату (объединенному адрес) о признании незаконным заключения призывной комиссии, возложении обязанности выдать военный билет удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии адрес от 14 июля 2020 года в части признания Авраменко Евгения Александровича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию адрес пересмотреть в установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядке вопрос о выдаче Авраменко Евгению Александровичу военного билета.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
УСТАНОВИЛА:
Е.А. Авраменко обратился с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, военному комиссариату (объединенному) адрес о признании незаконным заключения призывной комиссии, обязании выдать военный билет, указав, что с момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста повесток о необходимости явиться в военный комиссариат административный истец не получал. 17.06.2020 г. призывной комиссией адрес в отношении Е.А. Авраменко вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решение о зачислении в запас.
Решением Измайловского районного суда адрес от 08.12.2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07.06.2021 г, в удовлетворении административных исковых требований Авраменко Е.А. отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.11.2021 г. решение Измайловского районного суда адрес от 08.12.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 07.06.2021 г. отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом 09 марта 2022 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель военного комиссариата адрес фиоКолесников по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседании судебной коллегии стороны не явились.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что Е.А.Авраменко, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) адрес.
Е.А. Авраменко была предоставлена отсрочка до 30.06.2019 г. по п.2б ст.24 (при предоставлении справки с места учебы) Федерального закона N53 "О воинской обязанности и военной службе".
В п. 21.5 Федерального закона N 53 "О воинской обязанности и военной службе" указано, что неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
14 июля 2020 года призывной комиссией адрес в отношении Е.А. Авраменко вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Рассматривая дело, суд учел положения указанного Федерального закона, а также Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400, пришел к выводу, что Военным комиссариатом (объединенного адрес) надлежащим образом не исполнены обязанности по осуществлению мероприятий по организации призыва административного истца фио на военную службу, поэтому удовлетворил требования частично.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, материалах дела. Суд правильно определилобстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему делу.
Статьей ст.59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно пп. "а" п.1 ст.22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п.2 ст.22 указанного Закона).
В силу ч.1 ст.26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно абз.4 п.1 ст.10 Федерального закона N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пп. "г" п.50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N719 от 27 ноября 2006 г. "Об утверждении Положения о воинском учете", граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
В соответствии с п.1.1 ст.28 Закона N53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.1 и п.2, п.4 ст.23, ст.24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N663, в соответствии с которым при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.1 и п.2, пп. "в" п.3, п.4 ст.23 и ст.24 Федерального закона N53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п.34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Из указанного следует, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному п.1.1 ст.28 Федерального закона N53-ФЗ, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
В пункте 1 статьи 5 Закона N53-ФЗ указано, что проведение мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст.26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в силу п.1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3 ст.26).
Согласно ст.31 Закона N53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п.2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы (п.4).
Согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 г. N26-П "По делу о проверке конституционности п.1 ст.3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента адрес", вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Из материалов дела следует, что 14 июля 2020 года призывной комиссией адрес в отношении Е.А. Авраменко вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N400 определен круг лиц, полномочных на вручение призывнику повесток.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N663).
Федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
При этом, вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу.
Согласно п. 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 N 53-ФЗ).
Из вышеприведённого следует, что законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Юридически значимым обстоятельством для установления в рамках рассматриваемого административного иска является факт надлежащего исполнения или неисполнения соответствующим военным комиссариатом после 01 января 2014 г. обязанностей по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу, в том числе, по своевременному вручению ему повесток в указанный период времени лично под расписку.
Из актов от 25 сентября 2019 г, 17 октября 2019 г, 14 ноября 2019 г, 27 ноября 2019 г, 05 декабря 2019 г, 25 декабря 2019 г, 26 марта 2020 г, 23 мая 2020 г, 15 июня 2020 г, 03 июля 2020 г, 12 июля 2020 г, 18 июля 2020 г. следует, что не представилось возможным вручить повестки призывнику Авраменко Е.А. по причине его отсутствия по месту жительства, "дверь никто не открыл, повестка опущена в почтовый ящик".
Согласно обращениям военного комиссара военного комиссариата (объединенного Измайловского районо адрес) от 08 октября 2019 г. N 1/6541 и от 17 января 2020 г. N 1/314 на имя начальника ОМВД России по адрес об установлении местонахождения призывника Е.А.Авраменко, паспортные данные, Е.А. Авраменко не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечения его прибытия на указанные мероприятия.
В материалы дела представлены рапорты Участкового уполномоченного полиции ОМВД России по адрес от 15 октября 2019 г. и 06 мая 2020 г, согласно которым с целью установления, а также доставления гражданина Е.А.Авраменко, паспортные данные, осуществлялся выход по адресу: адрес; установить местонахождение, а также обеспечить явку Е.А. Авраменко в военный комиссариат не представилось возможным, поскольку дверь в квартиру никто не открыл, со слов соседей о местонахождении Е.А. Авраменко ничего не известно.
В то же время из ответа начальника ОМВД России по адрес от 01 июня 2020 г. N 02-19-117 следует, что в отдел полиции из Военного комиссариата (объединенного адрес) не поступали обращения за NN 1/6541 от 08.10.2019 г. и 1/314 от 17.01.2020 г. в отношении Е.А. Авраменко, паспортные данные, об установлении местонахождения, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не поступало.
Исходя из вышеприведенного законодательства, по делу отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению Е.А. Авраменко о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонение призывника от явки в военный комиссариат, не имеется доказательств, что в отношении административного истца административным ответчиком совершались какие-либо действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, направлялись повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата.
Судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства того, что порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), имелись.
Напротив, Е.А.Авраменко доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Несогласие представителя административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Руководствуясь ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 09 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.