Московский городской суд в составе судьи Лопаткиной А.С., с участием прокурора Мещерякова И.С., при секретаре Волковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2946/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мосспецкомплект" об оспаривании пункта 2143 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещён 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2019 года N845-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, в частности приложение 2 к постановлению дополнено пунктом 2143, которым в Перечень включён объект (сооружение) с адресным ориентиром: адрес адрес.
ООО "Мосспецкомплект" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2143 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником сооружения с кадастровым номером *, расположенного по адресу: адрес адрес, указанное сооружение не является самовольной постройкой, что установлено в рамках дела N * *, рассмотренного Арбитражным судом г.Москвы, по иску Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы к ООО "Мосспецкомплект" о признании права собственности на объект "подкрановый путь козлового крана" протяженностью 155 м с кадастровым номером * отсутствующим, снятии указанного объекта с кадастрового учета и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости.
По убеждению административного истца, оспариваемый пункт 2143 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса РФ, ограничивает право административного истца на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Мосспецкомплект" (по доверенности) фио административные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) фио, одновременно представляющая интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменного отзыва, указывая, что оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Мещерякова И.С, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему выводу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП усматривается, что его положения приняты в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москвы как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 и частью 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей. От имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Положения части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N48 "О землепользовании в городе Москве" предусматривают, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно п унктам 2, 13 статьи 11, пункту 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет управление в области земельных отношений; разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области землепользования и застройки в городе Москве и в целях совершенствования порядка выявления и пресечения незаконного (нецелевого) использования земельных участков; принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69 и размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На момент подачи административного искового заявления постановление действовало в том числе в редакции постановления Правительства Москвы от 9 июля 2019 года N 845-ПП, опубликованного на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы https://www.mos.ru 9 июля 2019 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 40, 18 июля 2019 года, согласно которому в Перечень объектов недвижимости под пунктом 2143 включен объект (сооружение) с адресным ориентиром: адрес адрес.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы".
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из наименования и содержания постановления, отдельное положение которого оспаривается административным истцом, оно принято в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков; постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Объективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец является собственником сооружения "подкрановый путь козлового крана" по адресу: адрес. Право собственности административного истца на указанное сооружение с кадастровым номером * зарегистрировано 15 мая 2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
26 октября 2018 года Госинспекцией по недвижимости составлены акт о подтверждении факта наличия незаконно размещённого объекта N * и рапорт о результатах планового (рейдового) обследования, согласно которому на земельном участке с адресным ориентиром: адрес выявлен незаконно размещенный объект недвижимости - "подкрановый путь козлового крана". Установлено, что к земельному участку подведен подкрановый путь козлового крана протяженностью 155 м, право собственности на который зарегистрировано за ООО "Мосспецкомплект". Указанный подкрановый путь не является объектом капитального строительства, а в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" права на некапитальные объекты не подлежат регистрации.
Ввиду выявления у объекта признаков самовольной постройки, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса РФ, объект (сооружение) был включён в пункт 2143 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Из материалов дела усматривается, что договор аренды земельного участка ограничивал землепользователя в строительстве и реконструкции расположенного на земельном участке объекта капитального строительства без разрешения уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ.
При таких обстоятельствах, у Правительства Москвы на момент включения оспариваемого пункта в приложение 2 к Постановлению N 819-ПП имелись достаточные признаки наличия самовольной постройки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП Правительство Москвы реализует свои полномочия, представленные данным постановлением, путём обращения в суд с исковым заявлением о признании указанного объекта самовольной постройкой, её сносе, освобождении земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от * 2020 года по делу N *, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2021 года, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 года, отказано в удовлетворении исковых требований Правительства г.Москвы, Департамента городского имущества г.Москвы к ООО "Мосспецкомплект" о признании права собственности на объект "подкрановый путь козлового крана" протяженностью 155 м с кадастровым номером * отсутствующим, снятии указанного объекта с кадастрового учета и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости.
При рассмотрении дела N * арбитражный суд установил, что право собственности ООО "Мосспецкомплект" на сооружение возникло в установленном законом порядке, а спорный объект возведен при наличии к тому правовых оснований как недвижимая вещь, поскольку по совокупности технических признаков (единое целостное сооружение с линейной строительной системой, имеющее наземную и подземную части, состоящее из несущих строительных конструкций и предназначенное для выполнения производственных процессов) сооружение является объектом капитального строительства.
Принимая во внимание, что вступившим в силу судебным актом отказано в удовлетворении требований Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы о признании права собственности на сооружение отсутствующим, снятии указанного объекта с кадастрового учета и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости, учитывая, что полномочия Правительства Москвы, которые в соответствии с п. 2.2 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП реализуются Департаментом городского имущества города Москвы путём обращения в суд с исковым заявлением о признании объекта самовольной постройкой, уже реализованы и арбитражным судом отказано в удовлетворении требований, то дальнейших правовых оснований нахождения пункта 2143 в приложении 2 к указанному постановлению не имеется.
Таким образом, в связи с вступлением в законную силу судебного решения, устанавливающего отсутствие оснований для вывода о признании спорного объекта (сооружения) самовольной постройкой, в настоящее время не имеется оснований, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, для включения объекта (сооружения) в перечень, установленный приложением 2 к постановлению N 819-ПП.
Пунктом 2.1 постановления N 819-ПП установлено, что перечни, указанные в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению, подлежат актуализации не реже одного раза в квартал. Ввиду того, что Правительство Москвы самостоятельно не исключило пункт 2143 из приложения 2 к постановлению, данное исключение надлежит произвести в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определённой судом даты.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Пункт 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определённой судом даты.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права лиц, следовательно, суд вправе признать оспариваемый пункт 2143 приложения N 2 к постановлению N 819-ПП недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу ООО "Мосспецкомплект" возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Мосспецкомплект" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2143 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Мосспецкомплект" возмещение расходов по уплате госпошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина
Настоящее решение суда изготовлено в окончательной форме 19 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.