Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО ВТБ Арена о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", УСТАНОВИЛ:
ООО ВТБ Арена обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года была определена в размере СУММА1. Решением Московского городского суда от 2 июля 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере СУММА2, сведения о чем внесены в ЕГРН.
В связи с изменением площади земельного участка актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" об утверждении кадастровой стоимости N АКТ от 3 ноября 2021 года кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 20 октября 2021 года в размере СУММА3.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 20 октября 2021 года, значительно увеличилась по сравнению с кадастровой стоимостью указанного участка, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, несмотря на то, что площадь участка с кадастровым номером ЗУ уменьшилась.
Полагая, что при определении новой кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением его характеристик ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" должно было учитывать наличие вступившего в силу решения суда и, соответственно, определить новую кадастровую стоимость земельного участка исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка на 1 января 2018 года в размере СУММА2, административный истец, уточнив заявленные требования, просит признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 20 октября 2021 года; признать недействительным пункт 68 раздела II акта об утверждении кадастровой стоимости N АКТ от 3 ноября 2021 года в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ в размере СУММА3.
Представитель ООО ВТБ Арена по доверенности Уткин Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что административным истцом не оспаривается обязанность ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его площади, вместе с тем, исходя из принципа обязательности судебных актов, закрепленного в ст. 16 КАС РФ, новая кадастровая стоимость должна была определяться исходя их стоимости, определенной в решении суда по состоянию на 1 января 2018 года.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Яворский Д.Д. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Жердов В.А. против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО ВТБ Арена является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ЗУ установлена в размере СУММА1 Указанная стоимость была рассчитана ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" исходя из площади земельного участка 309 371 кв. метров.
Решением Московского городского суда от 2 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере СУММА2.
По состоянию на 20 октября 2021 года актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о б утверждении кадастровой стоимости N АКТ в отношении спорного объекта недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере СУММА3.
Как следует из отзыва ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 20 октября 2021 года послужило изменение внесенных в ЕГРН сведений о характеристиках земельного участка, а именно площадь земельного участка изменилась с 309 371 кв. метров на 309 196 кв. метров. Сведения о внесении в ЕГРН данных об изменении характеристик земельного участка были направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 27 октября 2021 года.
Административным истцом факт изменения площади земельного участка не оспаривался.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Приведенные положения применяются в отношении оценки земельных участков с 1 января 2022 года.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2022 года в отношении земельных участков государственная кадастровая оценка проводится с учетом следующих особенностей: очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года (в городах федерального значения - не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель.
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей на дату перерасчета кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, в случае осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений о значении площади в отношении земельного участка.
Поскольку в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки в ЕГРН были внесены сведения об изменении значения площади земельного участка с кадастровым номером ЗУ, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании положений ст. 16 Закона N 237-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 правомерно произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на момент составления акта об утверждении кадастровой стоимости N АКТ от 3 ноября 2021 года был определен приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 12.1 Методических указаний определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Таким образом, административный ответчик обоснованно исходил при определении кадастровой стоимости земельного участка из сведений последней государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 1 января 2018 года.
В свою очередь обязанность по сбору, обработке и учету информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возложена на ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" пунктом 2.4 Методических указаний лишь в рамках подготовки к очередной государственной кадастровой оценке и лишь в случае, если характеристики объекта недвижимости не изменялись.
Соответственно, доводы административного истца о том, что при перерасчете кадастровой стоимости административный ответчик должен был учитывать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Московского городского суда от 2 июля 2020 года, являются необоснованными.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки административного истца на положения ст. 16 КАС РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Так, с учетом предмета рассмотренных требований, решение Московского городского суда от 2 июля 2020 года является обязательным в части установления кадастровой стоимости земельного участка на 1 января 2018 года, однако обязательного значения при определении новой кадастровой стоимости земельного участка на иную дату и исходя из его иных характеристик не имеет.
В случае несогласия с кадастровой стоимостью, определенной по состоянию на 20 октября 2021 года, заявитель не лишен возможности обратиться с самостоятельными требованиями об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной.
В такой ситуации оснований для удовлетворения заявленных требований ООО ВТБ Арена не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ООО ВТБ Арена отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.