Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Воропаева Д.В. на постановление N ... старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области от 1 сентября 2021 года и решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" фио, УСТАНОВИЛ :
постановлением N... старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по городу Москве и Калужской области от 1 сентября 2021 года должностное лицо ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" Воропаев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Воропаева Д.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Воропаев Д.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что общая протяжённость объекта не выходит за лимит материально-технических ресурсов, предусмотренных для строительства объекта проектной документации (технико-экономических показателей в пояснительной записке), в соответствии с изменениями, внесёнными в ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; на момент проведения работ по территории ООПТ срок действия государственной экологической экспертизы не прошёл, что подтверждается Журналом производства работ, строительство осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство, выданным федеральным органом исполнительной власти - Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория - национальный парк "Угра"; положительным заключением экологической экспертизы подтверждается отсутствие негативного влияния реализуемого объекта при применении труб марки ПС 100 на особо охраняемой природной территории, возможность применения труб марки ПС 100 подтверждена заключением ГИПА (главным инженером проекта), на основании которого отсутствует необходимость повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации (ст. ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ); документация, подтверждающая выполнение технической и биологической рекультивации, была предоставлена до момента проверки (представлены в том числе акт по форме 800 постановления Правительства РФ, включая договор с сельхозпредприятием на рекультивацию земли); нарушение, связанное с отсутствием документов, подтверждающих выполнение мероприятий по программе производственного экологического мониторинга, устранено; все мероприятия по
лесовосстановлению выполнены, что подтверждается приобщёнными к материалам дела доказательствами; документы, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения производства и потребления в период реализации объекта - платёжные поручения об оплате представлены до момента проверки; на момент проведения проверки отходов производства, потребления, образованных в период строительно-монтажных работ, обнаружено на объекте не было; вменённое ему (Воропаеву Д.В.) административное правонарушение является малозначительным; должностным лицом нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебное заседание Воропаев Д.В, извещённый в установленном порядке, не явился, не подавал ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, на основании приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 18.06.2021 N 553-пр, 5 июля 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" по адресу: Калужская область, Перемышльский район, МО СП "Деревня Покровское", дер. Корчевские Дворики, МО СП "Село Ильинское" с. Ильинское - дер. Гордиково - дер. Нижние Вялицы - дер. Верхние Вялицы - дер. Ермашовка, в границах национального парка "Угра".
При проверке выявлены нарушения, допущенные должностным лицом ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" Воропаевым Д.В, которые заключаются в следующем:
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в соответствии с положительным заключением государственной экологической экспертизы общая протяженность построенного газопровода должна составлять 21373 м, а согласно акта приемки законченного строительством объекта от 31.12.2018 общая протяженность газопровода газораспределительной системы объекта капитального строительства "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" составила 21789, 4 адрес образом, при реализации проекта осуществлялась хозяйственная деятельность по строительству газопровода протяженностью 416, 4 м не соответствующая и не предусмотренная проектной документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" осуществлена по истечении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, а именно: согласно акту приёмки законченного строительством объекта газораспределительной системы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" код стройки 40/912-2 дата начала работ июль 2017 года дата окончания работ декабрь 2018 года, при этом срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы установлен до 31.12.2017. Таким образом, хозяйственная деятельность по реализации объекта капитального строительства объекта "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" осуществлялась по не имеющему юридическую силу положительному заключению государственной экологической экспертизы.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно при строительстве подземного газопровода высокого давления 0, 6 МПа произведена замена труб марки ПЭ 80 SDR11 на ПЭ100 SDR11, что не соответствует положительному заключению государственной экологической экспертизы проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N981.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в отсутствие документов, подтверждающих выполнение мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, в частности, отсутствует документация подтверждающая выполнение технической и биологической рекультивации нарушенных земель на общей площади 9, 2 га.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в отсутствие документов, подтверждающих выполнение мероприятий по программе производственного экологического мониторинга, предусматривающего оценку состояния растительного покрова и его реакции на антропогенное воздействие в ходе его строительства.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в отсутствие документов, подтверждающих выполнение мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, в частности, отсутствует документация, подтверждающая выполнение компенсирующих лесопосадок деревьев широколиственных пород в количестве 58 шт.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в отсутствие документов, подтверждающих плату за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период реализации объекта.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в отсутствие документов, подтверждающих плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в период реализации объекта.
В нарушение п. 5 ст. 18, ст. 27, п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектной документации раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 16-12-3-40.63-ООС, положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации от 14.05.2014 N 4, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области от 15.05.2014 N 981, реализация объекта государственной экологической экспертизы "Газопровод межпоселковый от АЗС к д. Корчевские дворики - с. Ильинское - д. Гордиково - д. Нижние Вялицы - д. Верхние Вялицы с отводом до д. Ермашовка Перемышльского района Калужской области" выполнена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно в отсутствие документов, подтверждающих утилизацию отходов производства и потребления образованных в период строительно-монтажных работ на полигоне ТБО.
Действия должностного лица ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" Воропаева Д.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы Воропаева Д.В. судья районного суда согласился с выводом о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
Между тем, судья районного суда не принял во внимание следующее.
Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам её рассмотрения.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В жалобе и при её рассмотрении заявитель ссылался на то, что общая протяжённость объекта не выходит за лимит материально-технических ресурсов, предусмотренных для строительства объекта проектной документации (технико-экономических показателей в пояснительной записке), в соответствии с изменениями, внесёнными в ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; на момент проведения работ по территории ООПТ срок действия государственной экологической экспертизы не прошёл, что подтверждается Журналом производства работ, строительство осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство, выданным федеральным органом исполнительной власти - Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория - национальный парк "Угра"; положительным заключением экологической экспертизы подтверждается отсутствие негативного влияния реализуемого объекта при применении труб марки ПС 100 на особо охраняемой природной территории, возможность применения труб марки ПС 100 подтверждена заключением ГИПА (главным инженером проекта), на основании которого отсутствует необходимость повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации (ст. ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ); документация, подтверждающая выполнение технической и биологической рекультивации, была предоставлена до момента проверки (представлены в том числе акт по форме 800 постановления Правительства РФ, включая договор с сельхозпредприятием на рекультивацию земли); нарушение, связанное с отсутствием документов, подтверждающих выполнение мероприятий по программе производственного экологического мониторинга, устранено; все мероприятия по лесовосстановлению выполнены, что подтверждается приобщёнными к материалам дела доказательствами; документы, подтверждающие плату за негативное
воздействие на окружающую среду в части размещения производства и потребления в период реализации объекта - платёжные поручения об оплате представлены до момента проверки; на момент проведения проверки отходов производства, потребления, образованных в период строительно-монтажных работ, обнаружено на объекте не было.
В нарушение требований КоАП РФ, приведённые выше доводы заявителя не проверены судьёй районного суда и не получили надлежащей оценки в решении. Так, судьёй районного суда с целью установления фактических обстоятельств по делу не опрошены должностные лица Росприроднадзора, проводившие поверку и составившие процессуальные документы.
Кроме того, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела не имеется данных, указывающих на то, что административное правонарушение совершено должностным лицом ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" Воропаевым Д.В. в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.
Приведённые данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении жалобы Воропаева Д.В. судьёй районного суда были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ему объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства по делу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года подлежит отмене, а дело по жалобе должностного лица ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" Воропаева Д.В, - возращению в тот же суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Воропаева Д.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ" фио отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Чертановский районный суд города Москвы.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.