Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Иванова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иванова А.А. на постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио, УСТАНОВИЛ:
13 марта 2022 года УУП ОМВД России по районам Силино и Старое Крюково города Москвы в отношении Иванова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Зеленоградский районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 18 апреля 2022 года Иванов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Иванов А.А. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что он не участвовал в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивал, в 14 часов 59 минут без достаточных на то оснований был задержан сотрудниками полиции, что подтверждается доказательствами, приобщёнными к материалам дела; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку в него после вручения копии Иванову А.А. вносились изменения в части подписи должностного лица, составившего протокол, что подтверждается копией протокола, приобщённой к материалам дела; срок его административного задержания превышен; судья необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств об участии при рассмотрении дела прокурора и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективом и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании Иванов А.А. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Иванова А.А, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
На основании ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также выстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (ч. 1 ст. 7).
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трёх рабочих дней со дня его получения.
На основании ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подаётся в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 13 марта 2022 года в 16 часов 00 минут по адресу: адрес Иванов А.А. принял участие в массовом публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы, выкрикивал лозунги "Нет войне!", на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал, нарушив тем самым требования Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности Иванова А.А. в совершении административного правонарушения судья первой инстанции сослался на протокол об административном правонарушении от 13 марта 2022 года; рапорт полицейского (бойца) 2 взвода 1 роты 3 ОБ ОМОН "Авангард" ГУ Росгвардии по городу Москве фио; протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от 13 марта 2022 года; протокол об административном задержании от 13 марта 2022 года; ответ первого заместителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.
Вместе с тем судья районного не учёл следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения, подлежит выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела судьёй районного суда Иванов А.А. последовательно ссылался на то, что он не участвовал в публичном мероприятии 13 марта 2022 года в 16 часов 00 минут, был неправомерно задержан в 14 часов 59 минут без достаточных на то оснований; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку в него после вручения копии Иванову А.А. вносились изменения в части подписи должностного лица, составившего протокол.
В нарушение требований КоАП РФ, доводы Иванова А.А. о непричастности к совершённому административного правонарушению не проверялись судьёй районного суда и не получили надлежащей оценки в постановлении. Так, судьёй не предпринимались меры для вызова в качестве свидетеля полицейского (бойца) 2 взвода 1 роты 3 ОБ ОМОН "Авангард" ГУ Росгвардии по г. Москве фио для опроса по обстоятельствам дела, УУП ОМВД России по районам Силино и Старое Крюково города Москвы Иванова Е.А, составившего протокол об административном правонарушении; не дана оценка доказательствам, приобщённым Ивановым А.А. к материалам дела.
Таким образом, в ходе судебного рассмотрения судьёй районного суда были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ему объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства по делу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Иванова А.А. не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене, а поскольку на момент рассмотрения жалобы в Московском городском суде срок давности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк, дело подлежит возращению в тот же суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Иванова А.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 18 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Зеленоградский районный суд города Москвы.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.