Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновича В.В. на постановление Люблинского районного суда г.Москвы от 28 марта 2022г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновича В.В., У С Т А Н О В И Л :
22 февраля 2022г. старшим инспектором ОИАЗ Четвертого управления МВД России в отношении генерального директора ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновича В.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Люблинский районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 28 марта 2022г. генеральный директор ООО "Инфрастройинтекс" Чудинович В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, генеральный директор ООО "Инфрастройинтекс" Чудинович В.В. обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой просит постановление судьи отменить. В обосновании доводов жалобы сослался на то, что иностранный гражданин, выявленный в ходе проверки, работником ООО "Инфрастройинтекс" не являлся, а был привлечен к трудовой деятельности подрядной организацией.
В судебное заседание Чудинович В.В, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился, уполномочил представлять интересы Борисова А.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения защитника ФИО, не возражавшего против рассмотрения жалобы в отсутствие Чудиновича В.В, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии привлекаемого лица, что не нарушает прав и законных интересов последнего.
Допрошенный в качестве свидетеля инспектор ОИАЗ Четвертого управления МВД России ФИО пояснил, что 18 января 2022 г. в больнице ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна, по адресу: г.Москва, ул.Маршала Новикова, д.23 проведена проверка, в ходе которой был выявлен иностранный гражданин Республики Таджикистан ФИО, осуществляющий трудовую деятельность в качестве маляра, давший объяснения, что осуществляет трудовую деятельность в ООО "Инфрастройинтекс". Далее было возбуждено административное расследование, в рамках которого были истребованы документы из ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна и ООО "Инфрастройинтекс", по результатаам исследования которых в действиях генерального директора ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновича В.В. было установлено наличие состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитника ФИО, показания свидетеля ФИО, изучив доводы указанной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за н еуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В части 1 Примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002г. N115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 04 июня 2019г. N363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 18 января 2022г. в 11ч. 20мин. в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками Четвертого управления МВД России по адресу: г.Москва, ул.Маршала Новикова, д.23 (территория ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна), генеральный директор ООО "Инфрастройинтекс" Чудинович В.В. в нарушение требований п.8 ст.13 Федерального закона N115-ФЗ 25 июля 2002г. "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в течение 3-х рабочих дней с даты, когда иностранный гражданин приступил к трудовой деятельности (12 января 2022г.) не уведомил (до 00 час. 01 мин. 18 января 2022г.) территориальный орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с гражданином Республики Таджикистан ФИО, осуществляющим трудовую деятельность в качестве маляра.
Действия генерального директора ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновича В.В. квалифицированы по ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновичем В.В. указанного административного правонарушения, и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки от 17 января 2022г. N 2; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками; протоколом осмотра территории от 18 января 2022г.; письменными объяснениями гражданина Республики Таджикистан ФИО; фототаблицей; копиями паспорта, миграционной карты, бланка уведомления о прибытии, патента на имя гражданина Республики Таджикистан ФИО ; сведениями системы Территория; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО " Инфрастройинтекс "; копией списка сотрудников ООО "Инфрастройинтекс", направленного исполнительному директору ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.Бурназяна ФМБА России ФИО 10 января 2022г, среди которых также указан гражданин Республики Таджикистан ФИО; копией заключенного 23 сентября 2021г. между ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.Бурназяна ФМБА России и ООО "Инфрастройинтекс" контракта N321/ФМБЦ/21 на выполнение работ по текущему ремонту помещений физиотерапевтического отделения с кабинетом гипербарической оксигенации ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.Бурназяна ФМБА России; протоколом об административном правонарушении от 22 февраля 2022г. в котором изложено существо правонарушения, а также иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Чудиновича В.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, образует неуведомление в течение 3-х рабочих дней с даты заключения трудового договора (привлечении к трудовой деятельности) соответствующего органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Установив, что генеральный директор ООО " Инфрастройинтекс " Чудинович В.В, фактически допустивший к работе в качестве маляра гражданина Республики Таджикистан ФИО с 12 января 2022г, уведомление о заключении с ним трудового либо гражданско-правового договора в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, как того требуют положения п.8 ст.13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002г. N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", в течение 3-х рабочих дней не направил, не исполнив надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях указанного должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч.2 ст.67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск общества конкретного иностранного гражданина, к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица.
Факт осуществления гражданином Республики Таджикистан ФИО трудовой деятельности в качестве маляра в интересах ООО " Инфрастройинтекс " с очевидностью удостоверен совокупностью вышеперечисленных доказательств, в том числе письменными объяснениями самого иностранного гражданина, из которых следует, что с 12 января 2022г. он работает в ООО " Инфрастройинтекс" в должности маляра. Работу осуществлял на территории ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна по адресу: г.Москва, ул.Маршала Новикова, д.23.
Оснований сомневаться в том, что вышеприведенные письменные объяснения иностранного гражданина должностными лицами органов полиции записаны с его слов не имеется, с учетом его собственноручной записи на русском языке о том, что изложенные в письменной форме объяснения с его слов записаны верно, им прочитаны, русским языком он владеет, в услугах переводчика не нуждается.
Доводы жалобы о том, что иностранный гражданин был привлечён к трудовой деятельности ООО "Радонеж", с которой ООО "Инфрастройинтекс" 29 декабря 2021г. был заключён договор подряда, не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Представленные в материалы дела копии платежных ведомостей ООО "Радонеж" от 15 февраля 2022г. и 15 марта 2022г. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку суду не представлено документов, подтверждающих отражение указанных средств в качестве доходов Общества.
Иных доказательств, подтверждающих реальность исполнения договора подряда материалы дела не содержат, и заявителем к жалобе не представлено.
Более того, согласно списку работников ООО "Инфрастройинтекс" по приведенному выше адресу, заверенного печатью ООО "Инфрастройинтекс", в нем указан иностранный работник ФИО. Данный документ в установленном законом порядке недействительным не признан. Таким образом, документально подтверждено привлечение к работе указанного иностранного гражданина именно в интересах ООО "Инфрастройинтекс".
Также следует отметить, что в силу п. 3.4.17 контракта N 321/ФМБЦ/21 на выполнение работ по текущему ремонту помещений ФГБУ ГНЦ РФ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна при выполнении работ подрядчик, в лице ООО "Инфрастройинтекс", привлекающий к работе иностранных граждан, несет полную ответственность, в том числе материальную, за соблюдение миграционного законодательства РФ. (л.д. 49).
При таких обстоятельствах привлечение Сохиби Ф. к трудовой деятельности непосредственно ООО "Инфрастройинтекс", генеральным директором которого является Чудинович В.В, нашло свое объективное подтверждение представленными в дело доказательствами, следовательно, Чудинович В.В. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также принимая во внимание, что вмененное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области миграционного учета, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, оснований для признания его малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в данном случае также не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, факта совершения обществом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, имущественного положения должностного лица, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление Люблинского районного суда г.Москвы от 28 марта 2022г. по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Инфрастройинтекс" Чудиновича В.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.