Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Карпелюк Е.А., поданную на решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 15 сентября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Москвы-заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от 19 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении заместителя начальника метрополитена-начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко ..., УСТАНОВИЛ:
постановлением N 228 заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Москвы-заместителем начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от 19 апреля 2021 года заместитель начальника метрополитена-начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" (далее Дирекция) Степаненко К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2021 года указанное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Карпелюк Е.А. просит об отмене вышеуказанных актов и прекращении производства по делу, считая их незаконными.
Степаненко К.А, защитник Карпелюк Е.А. в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами (ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) установлены нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 315 от 18.06.2003 г.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 173 утвержден свод правил СП 3.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", который устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях
Приказом МЧС России от 31.08.2020 N 628 утвержден свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (СП 485.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования) вместо СП 5.13130.2009, которым установлены нормы и правила проектирования установок пожаротушения автоматических.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Как следует из материалов дела 05 апреля 2021 года в 12 часов 30 минут в отношении ГУП "Московский метрополитен" проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой в помещениях, расположенных по адресу: г. Москва. Ленинский проспект, д. 164 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не организована работа по эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающей исправное состояние (не горит световое табло направления движения в кабельном коллекторе), что является нарушением п. 54 ППР РФ;
- на объекте защиты допускается размещение инженерных коммуникаций, в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации напротив помещения N 1.31), что является нарушением п. 16 (е) ППР РФ;
- отдельные настенные звуковые оповещатели находятся на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм, что является нарушением п. 4.4 СП 3.13130.2009;
- сосуды газового пожаротушения расположены в местах, где они могут быть подвергнуты опасному воздействию факторов пожара (взрыва), механическому или иному повреждению, что является нарушением ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности", п. 9.8.3 СП 485.1311500.2020;
- трубопроводы установок газового пожаротушения не заземлены (занулены), что является нарушением ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности", п. 9.9.7 СП 485.1311500.2020;
- ширина проходов в насосной станции менее 2 м перед распределительным электрическим щитом, что является нарушением ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности", п. 6.10.16 СП 485.1311500.2020;
- у входа в помещение станции не установлено световое табло "Насосная станция пожаротушения", соединенное с аварийным освещением, что является нарушением ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности", п. 6.10.15 СП 485.1311500.2020.
Ответственным за организацию работ по эксплуатации, содержанию и модернизации устройств автоматической пожарной сигнализации, охранно-оповестительной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, устройств пожаротушения в метрополитене является согласно приказа N... от 17.10.2019 г. заместитель начальника метрополитена - начальник Дирекции информационно-технологических систем и связи Степаненко К.А, чьи действия квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Степаненко К.А. как должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении проверки; актом проверки; предписанием; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях заместителя начальника метрополитена - начальника Дирекции информационно-технологических систем и связи Степаненко К.А состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу.
Всем доказательствам по делу должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае материалы дела не содержат доказательств принятия Степаненко К.А. как ответственным за противопожарную безопасность должностным лицом всех возможных мер для соблюдения требований противопожарной безопасности.
Установленные должностным лицом и судьей районного суда обстоятельства совершения правонарушения, как и наличие выявленных нарушений, ничем объективно не опровергнуты в доводах жалобы.
Ссылка в жалобе на то, что станция метрополитена " Тропарево" введена в действие до введения в действие СП 485.1311500.2020 не является основанием для освобождения Степаненко К.А. от ответственности по настоящему делу, поскольку ранее аналогичные требования к содержались в СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую должностное лицо и судья районного суда дали фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, а затем судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Степаненко К.А. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Степаненко К.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности по делу не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заместителя начальника метрополитена-начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. не усматривается.
Срок и порядок привлечения к административной ответственности заместителя начальника метрополитена-начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко К.А. не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 15 сентября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Москвы-заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от 19 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении заместителя начальника метрополитена-начальника Дирекции информационно-технологических систем и систем связи ГУП "Московский метрополитен" Степаненко... оставить без изменения, жалобу защитника Карпелюк Е.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.