Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио на постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ..., УСТАНОВИЛ:
2 марта 2022 года УУП Отдела МВД России по адрес в отношении Евдокимовой В.Э. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Люблинский районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Люблинского районного суда города Москвы от 30 марта 2022 года Евдокимова В.Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Евдокимовой В.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ссылается на то, что Евдокимова В.Э. не участвовала в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивала; в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Евдокимовой В.Э. противоправных действий; судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении портретной экспертизы; рапорт сотрудника полиции является недопустимым доказательствам, поскольку в нём неверно указана дата рождения Евдокимовой В.Э.; дело неправомерно рассмотрено судьёй районного суда без допроса в качестве свидетелей сотрудников полиции; назначенное Евдокимовой В.Э. административное наказание является несправедливым и несоразмерным содеянному; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебное заседание Евдокимова В.Э, извещённая в установленном порядке, не явилась, уполномочила защитника фио на представление её интересов, которая поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон г. Москвы от 04.04.2007 N 10) орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трёх рабочих дней со дня его получения.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Согласно материалам дела, 3 февраля 2022 года в 12 часов 00 минут по адресу: город Москва, город Троицк, на адрес в лесопарковой просеке состоялось проведение несогласованного с органом исполнительной власти города Москвы массового публичного мероприятия в форме митинга с количеством участников около 200 человек, направленного против строительства школы на территории лесопарковой просеки.
Непосредственно во время проведения указанного мероприятия сотрудниками полиции до сведения его участников посредством звукоусиливающих устройств доводилась информация о том, что публичное массовое мероприятие 3 февраля 2022 года по адресу: город Москва, город Троицк, на адрес в лесопарковой просеке не согласовано с органом исполнительной власти города Москвы и участие в нём незаконно.
Одним из участников данного публичного мероприятия являлась Евдокимова В.Э, которая в 12 часов 00 минут скандировала лозунги "Откройте ворота!", "Это наш лес!" и другие, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировала, нарушив тем самым требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
Приведённые обстоятельства указывают на наличие в действиях Евдокимовой В.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Евдокимовой В.Э. подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 2 марта 2022 года; рапортом оперуполномоченного отделения "И" 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве фио; копией паспорта и информацией из СПО СК: АС "Российский паспорт" на имя Евдокимовой В.Э.; фототаблицей мониторинга сети "Интернет"; сообщением первого заместителя префекта Троицкого и адрес; показаниями УУП ОМВД России по адрес фио и полицейского отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве фио
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Евдокимовой В.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьёй районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Евдокимова В.Э. не участвовала в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивала; в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Евдокимовой В.Э. противоправных действий, являются несостоятельными.
На основании ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ под митингом понимается массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым названный Федеральный закон признаёт открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4): в том числе обязанность подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предварительное уведомление, с тем, чтобы довести до их сведения необходимую информацию о планируемом публичном мероприятии (пункт 7 статьи 2, часть 3 статьи 7).
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ и Законом г. Москвы от 04.04.2007 N 10 предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в установленных случаях и в сроки. Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления рассматривают уведомление и проверяют возможность проведения публичного мероприятия в указанные в нём время, месте, а также с учётом условий проведения в целях недопущения нарушения общественного порядка и общественной безопасности, обеспечения прав граждан, транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, бесперебойного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, и физкультурно-спортивных организаций, коммуникаций, связи и иных объектов обеспечения жизнедеятельности населения. Таким образом, закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего согласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции).
Таким образом, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о предполагаемой численности его участников и рассмотрение указанного уведомления, имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять надлежащие меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, не принимающих в них участие.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нём.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Евдокимова В.Э. приняла участие в массовом публичном мероприятии, не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы, о чём она была уведомлена сотрудниками полиции, выкрикивала лозунги тематического характера, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировала, продолжая своё участие в публичном мероприятии, тем самым нарушила возложенные на неё законом обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел.
Из фототаблицы, рапорта оперуполномоченного отделения "И" 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве фио от 21 февраля 2022 года, протокола об административном правонарушении следует, что Евдокимова В.Э. в составе группы граждан в количестве около 200 человек приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы, выкрикивала лозунги общественно-политического характера, привлекая внимание граждан и средств массовой информации.
Приведённые обстоятельства подтвердили в своих последовательных, непротиворечивых показаниях УУП ОМВД России по адрес фио и полицейский отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве фио, предупреждённые по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.
Из сообщения первого заместителя префекта Троицкого и адрес следует, что какие-либо публичные мероприятия по адресу: город Москва, город Троицк, на адрес в лесопарковой просеке 3 февраля 2022 года не согласовывались.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Евдокимовой В.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является правильным.
Все ходатайства Евдокимовой В.Э. и защитника фио, заявленные в ходе рассмотрения дела, рассмотрены судьёй районного суда в порядке ст. 24.4 КоАП РФ, по результатам их рассмотрения 30 марта 2022 года вынесено определение об отказе в их удовлетворении с приведением мотивов принятого решения, основания не согласиться с которыми отсутствуют.
Вопреки утверждению заявителя, каких-либо сомнений в том, что среди участников публичного мероприятия, несогласованного с органом исполнительной власти города Москвы, была Евдокимова В.Э, не имеется, в связи с чем основания для назначения портретной экспертизы отсутствовали.
Кроме того, указание в рапорте оперуполномоченного отделения "И" 7 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по городу Москве фиоС неверной даты рождения Евдокимовой В.Э. - паспортные данные, вместо... паспортные данные, является явной технической опечаткой, которая не влияет на допустимость указанного рапорта как доказательства по делу, поскольку указанный процессуальный документ имеет указание на адрес регистрации Евдокимовой В.Э, который полностью совпадает с адресом регистрации Евдокимовой В.Э, указанным в СПО СК: АС "Российский паспорт", а также её паспорте. Указанные недостатки не влияют на законность постановления судьи районного суда и правильно были признаны несостоятельными.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Нарушений Конституции РФ, а также норм КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Евдокимовой В.Э, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи районного суда, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Евдокимовой В.Э. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Евдокимовой В.Э, также не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению Евдокимовой В.Э, судья районного суда в полной мере учёл все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие как само административное правонарушение, так и личность правонарушителя.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено Евдокимовой В.Э. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Евдокимовой В.Э. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.