Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Крисанова М.Н., защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Крисанова М.Н. на постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио, УСТАНОВИЛ:
2 марта 2022 года УУП ОМВД России по Нагорному району города Москвы в отношении Крисанова М.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Чертановский районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 марта 2022 года Крисанов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Крисанов М.Н. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения им противоправных действий; он не участвовал в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивал; дело неправомерно рассмотрено судьёй районного суда без допроса в качестве свидетелей сотрудников полиции, а также без участия стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, что свидетельствует о нарушении принципа равноправия и состязательности сторон; к нему (Крисанову М.Н.) неправомерно была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания; превышена длительность административного задержания; назначенное административное наказание является чрезмерно суровым.
В судебном заседании Крисанов М.Н. и защитник фио поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Крисанова М.Н. и защитника фио, исследовав материалы дела, с учётом ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (ч. 1 ст. 7).
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон г. Москвы от 04.04.2007 N 10) орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трёх рабочих дней со дня его получения.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что 2 марта 2022 года в 20 часов 20 минут в районе дома 11 по улице Тверская в городе Москве Крисанов М.Н. в составе группы граждан принял участие в несогласованном с органом исполнительной власти города Москвы публичном мероприятии в форме пикетирования. Участники публичного мероприятия держали в руках средства наглядной агитации с надписями "Нет войне". На неоднократные требования сотрудников полиции, разъяснивших о несогласованности данного публичного мероприятия, Крисанов М.Н. не реагировал, продолжая совершать противоправные действия, нарушив тем самым требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения Крисанова М.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В обоснование вывода о виновности Крисанова М.Н. в совершении административного правонарушения судья районного суда сослался на следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 2 марта 2022 года; протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от 2 марта 2022 года; протокол об административном задержании от 2 марта 2022 года; рапорты сотрудников Росгвардии фио и фио, а также их письменные объяснения; сообщение первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.
Между тем, с законностью постановления судьи районного суда согласиться нельзя.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На досудебной стадии производства по делу и при его рассмотрении судьёй районного суда Крисанов М.Н. последовательно ссылался на то, что он не участвовал в публичном мероприятии, не имел при себе средства наглядной агитации, находился 2 марта 2022 года около памятника А.С. Пушкина в туристических целях.
В бланках письменных объяснений сотрудников Росгвардии фио и фио от 2 марта 2022 года отсутствуют подписи сотрудников полиции в графе о предупреждении перед дачей объяснений об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем их нельзя признать допустимыми доказательствами по делу.
Согласно рапортам сотрудников Росгвардии фио и фио 2 марта 2022 года Крисанов М.Н. являлся участником публичного мероприятия в форме митинга, примерно в 20 часов 20 минут в непосредственной близости от Крисанова М.Н. располагалась группа граждан со средствами наглядной агитации (плакатами) с надписью "НЕТ ВОЙНЕ".
При этом в рапортах не содержится описания действий Крисанова М.Н. при участии в публичном мероприятии.
В нарушение требований КоАП РФ, судья районного суда не предпринимал меры к вызову в судебное заседание для допроса по обстоятельствам дела в качестве свидетелей сотрудников Росгвардии фио и фио
На основании ч. 2 ст. 2 Закона города Москвы от 4 апреля 2007 года N10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подаётся в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
В материалах дела отсутствует ответ из Префектуры ЦАО г. Москвы о наличии согласования публичного мероприятия в форме пикетирования 2 марта 2022 года в районе дома 11 по улице Тверская в городе Москве.
Таким образом, судьёй районного суда в ходе рассмотрения дела допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства по делу (ст. 24.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Крисанова М.Н. нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а с учётом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы в Московском городском суд срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк, - дело подлежит возращению на новое рассмотрение в Чертановский районный суд города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Крисанова М.Н. удовлетворить частично.
Постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении фио отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Чертановский районный суд города Москвы.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.