Судья Московского городского суда Д.В. Гришин, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "МегаСтрой" на постановление заместителя начальника Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы (далее - Инспекция ОАТИ г. Москвы) от 16 февраля 2022 года и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении общества с ограниченной ответственностью "МегаСтрой" (ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес), УСТАНОВИЛ:
16 февраля 2022 года заместителем начальника Инспекции ОАТИ г. Москвы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 22-44-Р04-00117/01 согласно которому ООО "МегаСтрой" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Общество обратилось с жалобой в Измайловский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
ООО "МегаСтрой" в лице своего законного представителя - генерального директора Титченко С.В. обратилось в Московский городской суд с жалобой на указанные акты, в которой ставит вопрос об их отмене по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "МегаСтрой" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Тулаеву Ю.В, которая доводы жалобы поддержала.
Представитель ОАТИ г. Москвы по доверенности Шумилкина Т.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав защитника и представителя административного органа, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы административным правонарушением признаётся нарушение установленных правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
Правилами проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утверждёнными постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП (далее также - Правила), установлен порядок проведения земляных работ.
В силу п. 2.2 Правил в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ (п. 2.2.3).
В соответствии с 3.6 Правил ограждения мест производства работ должны иметь надлежащий вид: очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений и надписей, обеспечивать безопасность дорожного движения. По периметру ограждений должно быть установлено освещение.
Согласно п. 4.3.3 Правил на строительных лесах навешивается декоративно-сетчатое ограждение или баннер для укрытия фасадов зданий и сооружений в ходе работ.
Декоративно-сетчатое ограждение и баннеры выполняются из специально предусмотренных для этой цели материалов, пригодных по своим декоративным, прочностным и пожароопасным качествам, сохраняющих свои первоначальные свойства не менее одного года. Сетчатые ограждения или баннеры натягиваются и закрепляются по всей поверхности лесов. Не допускается наличие значительных искривлений и провисаний, придающих поверхности экрана неопрятный вид.
Фасады со стороны улиц должны укрываться баннерами с изображением строящегося или реконструируемого объекта.
Уборка и содержание мест производства работ осуществляется в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утверждёнными Правительством Москвы (п. 5.1 Правил).
Из материалов дела следует, что 19 января 2022 года в 12 час. 51 мин. по адресу: г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 34 стр. 23, по результатам проведённого обследования территории должностным лицом Инспекции ОАТИ г. Москвы были выявлены нарушения установленных Правительством Москвы правил поведения земельных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, а именно: отсутствует защитно-декоративная сетка на строительных лесах; прилегающая территория в места проведения строительных работ от снега не очищена; информационный щит содержит неактуальнуую информацию о дате окончания работ.
Исполнителем (подрядной организацией) по проведению строительных работ по вышеуказанному адресу является ООО "МегаСтрой".
Таким образом, ООО "МегаСтрой" допущены нарушения требований п.п. 2.2.3, 3.6, 4.3.3, 5.1 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утверждённых постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП.
Указанные действия ООО "МегаСтрой" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: протоколом N 22-44-Р04-00117/01 об административном правонарушении от 3 февраля 2022 года; предписанием N 22-44-Р04-00117/01 от 3 февраля 2022 года; поручением от 19 января 2022 года N 22-44-К24-150; рапортом от 19 января 2022 года N 22-44-М09-00049; фотоматериалом; ордером (разрешением) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов от 27 декабря 2020 года N 19030081/3; графиком производства работ; иными материалами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств не представляется возможным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "МегаСтрой" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п.п. 2.2.3, 3.6, 4.3.3, 5.1 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утверждённых постановлением правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП.
С учётом изложенного, суд пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вменённого административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Общества.
При таких обстоятельствах, действия (бездействие) ООО "МегаСтрой" по ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
Каких-либо нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, не усматриваю.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.ч. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учётом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Иные изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности ООО "МегаСтрой" в совершении инкриминируемого ему деяния.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Вместе с тем, обжалуемые акты подлежат изменению в силу следующего.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 4.1.2, в соответствии с частью 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
ООО "МегаСтрой" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 года по категории "среднее предприятие".
Санкция ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы не предусматривает возможность административного наказания для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На момент совершения административного правонарушения санкция ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы предусматривала административное наказание в виде административного штрафа для должностных лиц - в размере от 20 000 до 35 000 рублей, для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что положения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ улучшают положение ООО "МегаСтрой", вследствие чего изменяю обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда и назначаю ООО "МегаСтрой" административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 22-44-Р04-00117/01 заместителя начальника Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы от 16 февраля 2022 года и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении общества с ограниченной ответственностью "МегаСтрой" (ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес), изменить: назначить ООО "МегаСтрой" административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление N 22-44-Р04-00117/01 заместителя начальника Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы от 16 февраля 2022 года и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 29 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу ООО "МегаСтрой" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.