Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСН "РАМЕНКИ 20" фио на постановление заместителя главного государственного инспектора адрес по пожарному надзору, заместителя начальника 1 Регионального отдела надзорной деятельности профилактической работы Управления по адрес Главного управления МЧС России по адрес фио N 210 от 19 ноября 2020 года, решение Никулинского районного суда адрес от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ТСН "Раменки 20", установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора адрес по пожарному надзору, заместителя начальника 1 Регионального отдела надзорной деятельности профилактической работы Управления по адрес Главного управления МЧС России по адрес фио N 210 от 19 ноября 2020 года ТСН "Раменки 20" (далее - ТСН) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением, ТСН "Раменки 20" обратилось с жалобой в Никулинский районный суд адрес, судьей которого 26 февраля 2021 года постановление о привлечении ТСН к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время приведенные выше акты должностного лица административного органа и судьи районного суда в Московский городской суд обжалует председатель правления ТСН фио по доводам поданной жалобы, в которых выражает несогласие с фактом привлечения ТСН "РАМЕНКИ 20" к административной ответственности, указывает, что ТСН приступило к управления многоквартирным домом недавно, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа не рассмотрено ходатайство об истребовании дополнительных доказательств, копия судебного акта в адрес ТСН не направлялось.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ТСН "РАМЕНКИ 20", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника фио, в полном объеме поддержавшего приведенные выше доводы жалобы. Пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения ТСН "Раменки 20" не оспаривало, так как фактически приступило к выполнения своих обязанностей 01 апреля 2020 года, пожарная сигнализация была демонтирована силами управляющей компании ООО "Прометей", о чем ТСН обратилось с заявлением в компетентные органы о возбуждении уголовного дела, что свидетельствует об отсутствии вины ТСН в совершении вмененного правонарушения.
Одновременно с жалобой заявителем подано ходатайство о восстановлении срока на обращение с жалобой в порядке ст. 30.3 КоАП РФ, рассмотрев которое считаю, его подлежащим удовлетворению, а причины пропуска процессуального срока уважительными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда не нахожу по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от шести тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 5 того же Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868.
Из материалов дела следует и установлено судьей районного суда, на основании распоряжения от 08 октября 2020 года N 131 в отношении ТСН "Раменки 20" в период с 12 октября 2020 года по 06 ноября 2020 года проведена внеплановая выездная проверка фактов нарушений требований пожарной безопасности, согласованная с Никулинским межрайонном прокурором адрес. В ходе проверки установлено, что 06 ноября 2020 года в 15 час. 00 мин. в здании и помещениях ТСН "Раменки 20", расположенных по адресу:
адрес были выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, которые выразились в следующем: 22.10.2020 г. не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты объекта (подземный паркинг -4 этаж не работает система дымоудаления при пожаре); (подземный паркинг -1 этаж, -2 этаж, -3 этаж, -4 этаж не работает система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); (подземный паркинг -1 этаж, -2 этаж, -3 этаж, -4 этаж не работают противопожарные ворота). В насосной станции резервный насос внутреннего противопожарного водопровода паркинга находится в неисправном состоянии. На индикации прибора Bolid системы противопожарной защиты объекта, установленного в диспетчерской, отражается информация "неисправность", (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Система противопожарной защиты объекта находится в неисправном состоянии в части отсутствия взаимосвязи системы АПС и системы контроля доступа (при срабатывании АПС 22.10.2020 г. отключение системы СКУД не последовало, электронные замки дверей эвакуационных выходов остались закрытыми) (подземный паркинг -1 этаж, -2 этаж, -3 этаж, -4 этаж), (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме").
При сработке системы автоматической пожарной сигнализации в подземном паркинге 22.10.2020 г, лифты не имеют блокировку при которой кабины лифтов автоматически возвращаются при пожаре на основную посадочную площадку и обеспечивается открытие и удержание дверей кабины лифта и шахты в открытом положении, (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме", ст.88 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N123-Ф3).
28.10.2020 г. не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты объекта (1 подъезд 2 этаж - не работает система дымоудаления при пожаре и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). На индикации прибора Bolid системы противопожарной защиты объекта, установленного в диспетчерской, отражается информация "неисправность". 29.10.2020 не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты объекта (1 подъезд 3 этаж и 2 подъезд 11 этаж - не работает система дымоудаления при пожаре), (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта - над эвакуационными выходами и дверными проемами на всех этажах паркинга запорные вентили системы дренчерной водяной завесы закрыты, (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме")
Не установлены фактические значения параметров систем противодымной защиты (не проведены периодические испытания систем противодымной защиты), (ст.4 ст.6 Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N123- ФЗ; НПБ 240-97 п.3.5).
Не предоставлена документация, регламентирующая и подтверждающая проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре, (п. 49 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных (противодымных) дверей (2 подъезд - этажи 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23); (1 подъезд - 1 этаж лифтовый холл, этажи 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20); (3 подъезд - этажи 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22). (п. 37_1 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Допускается установка в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров (2 подъезд - этажи 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23); (1 подъезд - этажи 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23); (3 подъезд - этажи 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22). (п. 23 (м) Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
При эксплуатации эвакуационных путей, допускается размещение на путях эвакуации (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц) различных материалов, изделий, мусора и других предметов (2 подъезд - этажи 6, 7, 8, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24); (1 подъезд - этажи 6, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23); (3 подъезд - этажи 3, 4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21). (п. 36 (б) Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Запоры на дверях эвакуационных выходов (лестничные клетки) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (2 подъезд - этажи 15, 16). (п. 35 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Не организованы эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крыше здания с составлением соответствующего протокола испытаний, (п. 24 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
В помещении насосной станции на каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей, (п. 58 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Не организовано проведение проверок работоспособности задвижки с электроприводом, установленной на обводной линии водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования, (п.59 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
Эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (2 подъезд - 24 этаж), (п. 42 Правил противопожарного режима в РФ Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме").
В подземной автостоянки допускается хранение авторезины, горючих веществ и материалов, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке (-1 этаж, -2 этаж, -3 этаж, -4 этаж), (ст.4; 6 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.6 СП 154.131302013 Встроенные подземные автостоянки Требования пожарной безопасности).
Действия ТСН "Раменки 20" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ТСН "Раменки 20" правонарушения и его вина объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: распоряжением о проведении проверки, решением прокурора о согласовании проверки, предписанием об устранении нарушений законодательства, актом проверки, объяснениями свидетеля фио, предупрежденного по ст. 17.9 КоАП РФ, а так же полученным по запросу суда административным материалом, и иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами МЧС в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.
Сведениями о совершении в отношении ТСН противоправных действий со стороны третьих лиц, суд вышестоящей судебной инстанции также не располагает, вопросы об установлении факта хищения противопожарного оборудования разрешаются в ином порядке, предусмотренном УПК РФ.
Кроме того, из пояснений защитника в настоящем судебном заседании следует, что ТСН "Раменки 20" приступило к своим обязанностям 01 апреля 2020 года, тогда как проверка проводилась в период с 12 октября 2020 года по 06 ноября 2020 года, в связи с чем, ТСН имело реальную возможность восстановить утраченное или поврежденное противопожарное оборудование и устранить нарушения противопожарной безопасности, что сделано не было.
Факт обращения с заявлением в компетентные органы по факту порчи или хищения системы пожаротушения и дымоудаления, не отменял обязанности ТСН "Раменки 20" выполнять требования противопожарной безопасности, учитывая то, что свою деятельность товарищество осуществляет в жилом доме, а потому подлежит отклонению довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях, связанных с не рассмотрением административным органом ходатайства об истребовании дополнительных доказательств из ОМВД России по адрес по факту обращения с заявлением в отношении ООО УК " Прометей".
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29.05.2018 N 1172-О, от 27.09.2018 N 2377-О, общие положения статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ТСН "Раменки 20" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ТСН "РАМЕНКИ 20" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом решении суда нижестоящей инстанции.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административное наказание назначено ТСН "РАМЕНКИ 20" в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является пожарная безопасность, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные последствия, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении ТСН "РАМЕНКИ 20" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора адрес по пожарному надзору, заместителя начальника 1 Регионального отдела надзорной деятельности профилактической работы Управления по адрес Главного управления МЧС России по адрес фио N 210 от 19 ноября 2020 года, решение Никулинского районного суда адрес от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ТСН "РАМЕНКИ 20", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.