Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ГБУ "МосСпортОбъект" (до 31 августа 2022 года ГБУ "МОЦВС" Москомспорта) фио, на постановление старшего государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды от 29 апреля 2021 года и решение судьи Пресненского районного суда адрес от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ в отношении ГБУ "МосСпортОбъект" (до 31 августа 2022 года ГБУ "МОЦВС" Москомспорта), УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении 29 апреля 2021 года ГБУ "МосСпортОбъект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с постановлением, ГБУ "МосСпортОбъект" обжаловало постановление в Пресненский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит защитник по доводам жалоб.
В судебное заседание защитник ГБУ "МосСпортОбъект" фио явилась, доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объёме.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы фио явилась, возражала против доводов, изложенных в жалобе, просила постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения.
Изучив доводы жалоб, выслушав защитника фио, представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы фио, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом (ст.23 названного выше Федерального закона).
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу чч.1, 2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N ФЗ-7 "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч.2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (ч.3).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 1282-р утверждено соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым Правительству Москвы переданы полномочия осуществления в области охраны окружающей среды администрирование доходов бюджетов бюджетной системы в части платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении всех объектов, расположенных на территории адрес, находится в компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации и адрес.
В соответствии с п.4.4.4 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды адрес" Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес осуществляет государственный надзор (контроль) в установленной сфере деятельности, в том числе: контроль за полнотой начисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах своей компетенции.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 13.05.2020 в 00 час. 01 мин. по адресу: Москва, адрес, ГБУ "МосСпортОбъект" допустило невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за адрес 2020 года, что является нарушением требований статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ. В Управление поступило обращение Управления экономики и финансов Департамента природопользования и охраны окружающей среды о нарушении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами ГБУ "МосСпортОбъект" за адрес 2020 г. ГБУ "МосСпортОбъект" стоит на учете в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относится к III категории. Таким образом, у ГБУ "МосСпортОбъект" имеется обязанность по внесению авансовых платежей поквартально, т.е. общество не внесло плату за адрес 2020 года до 12.05.2020, т.е. 13.05.2020 по адресу: Москва, адрес, совершив административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 22.04.2021.
Действия ГБУ "МосСпортОбъект" квалифицированы по ст.8.41 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ГБУ "МосСпортОбъект" подтверждены материалами дела, в частности: протоколом об административном правонарушении от 22.04.2021, выпиской из ЕГРЮЛ от 22.04.2021, сведениями из открытого реестра объектов НВОС, платежным поручением от 10.07.2020, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Должностным лицом, судьей районного суда в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом, судьей и положены в основу состоявшихся по делу постановлений.
Довод жалобы о том, что вина ГБУ "МосСпортОбъект" в совершении вмененного административного правонарушения, не доказана, несостоятелен и не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи. Совокупность исследованных должностным лицом, судьей доказательств позволяет установить обстоятельства административного правонарушения и вину ГБУ "МосСпортОбъект" совершении вмененного административного правонарушения.
Ссылка в жалобе о наступлении вины общества по независящим от них обстоятельствам, а именно из-за введения 23.03.2020 режима повышенной готовности, не может быть принята во внимание ввиду следующего.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней": установить с 30.03.2020 по 03.04.2020 нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)": установить с 04 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)": установить с 06 мая 2020 года по 08 мая 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно производственному календарю, утвержденному Правительству российской Федерации на 2020 год, с 09 мая 2020 года по 11 мая 2020 года установлены выходные дни.
Таким образом, если срок обязанности по уплате платежей выпадает на нерабочие дни, установленные указом Президента Российской Федерации, указанную обязанность по внесению платежей необходимо исполнить в первый рабочий день после его истечения.
В связи с Указами Президента Российской, первый рабочий день начинается 12 мая 2020 года (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 N88-3068/2021, постановление Арбитражного суда адрес от 19 ноября 2020 N Ф05-21103/2020).
Таким образом, датой правонарушения будет считаться дата, следующая за датой последнего дня исполнения обязанности, т.е.13 мая 2020 года.
Таким образом, у ГБУ "МосСпортОбъект" имелась обязанность по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно по внесению одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду поквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, а именно за 1 кв. 2020 года до 12 мая 2020 года.
Вопреки изложенным нормам закона авансовый квартальный платеж за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения в атмосферный воздух внесен ГБУ "МосСпортОбъект" с нарушением установленного срока 10 июля 2020 года (платежное поручение N 679, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за адрес 2020 года составила сумма).
В ходе административного расследования по факту невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за адрес 2020 года в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Москве и адрес был направлен запрос от 09.04.2021N 0604-287/2021 с целью факта внесения платежа до 18.05.2020 в Росприроднадзор.
Согласно письму из Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по адрес и адрес от 15.04.2021 N 03-22/3092 в результате проверки поступления денежных средств, оплаченных в виде авансовых платежей за адрес 2020 года, был выявлен факт внесения авансового платежа за размещение отходов производства и потребления только от ООО "ИНФОПРОЕКТ" (ИНН 7714243925).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что юридическим лицом ГБУ "МосСпортОбъект" допущено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ч.4 ст.16.4 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в связи с чем в действиях последнего усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Таким образом, ГБУ "МосСпортОбъект" допущены нарушения требований природоохранного законодательства.
Вина ГБУ "МосСпортОбъект" в совершении административного правонарушения выражается в том, что у него имелась возможность для выполнения требований Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которые были официально опубликованы и является обязательными для соблюдения гражданами, должностными лица и юридическими лицами, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных данными правовыми актами требований.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований приведенных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
В силу вышеприведенных требований закона ГБУ "МосСпортОбъект" обязано было обеспечить внесение в установленный законом срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного, должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Довод о том, что сотрудники находились на "удаленке", не влечет удовлетворение жалобы, так как данное обстоятельство никак не препятствовало внести платеж дистанционно.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что действия ГБУ "МосСпортОбъект" по ст.8.41 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Ссылка на то, что совершенное ГБУ "МосСпортОбъект" административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого постановления и решения судьи не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ГБУ "МосСпортОбъект" от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание ГБУ "МосСпортОбъект" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст.8.41 КоАП РФ, с учетом требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды от 29 апреля 2021 года и решение судьи Пресненского районного суда Москвы от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ в отношении ГБУ "МосСпортОбъект" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ "МосСпортОбъект" фио без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.