Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Левкович Е.Б. - П.О.Г. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 мая 2022 года, которым Левкович Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.3.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, УСТАНОВИЛ
09 апреля 2022 года инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Теплый Стан г.Москвы в отношении Левкович Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд города Москвы, судьёй которого вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, в связи с нарушением при рассмотрении дела, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также норм КоАП РФ, невыполнением судьёй требований закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, нарушением норм материального и процессуального права, отсутствием состава административного правонарушения, нарушение на право свободы слова, рассмотрения дела без допроса свидетелей и поддержания обвинения.
В судебное заседание Московского городского суда Левкович Е.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 25.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник П.О.Г. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, не возражала против рассмотрения дела при данной явке.
Изучив доводы жалоб, выслушав защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут административную ответственность.
Частью 2 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрена ответственность за те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункта "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. На основании ч. 4 ст. 1 указанного Закона в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 ст. 10 указанного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 2.1 ст. 10 указанного Закона, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
На основании ч.1 ст. 10.1 указанного Закона, решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 87 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в Конституции Российской Федерации (п. "г" ч. 1 ст. 102). Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 22.02.2022 N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации", Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статьей 27 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, Л евкович Е.Б. совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 N 35-СФ " Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации", что сопровождалось призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий при следующих обстоятельствах:
В ходе мониторинга ИТКС "... ", проведенном 22 марта 2022 года, установлено, что 14 марта 2022 года в 23 час. 25 мин. по адресу:... в социальной сети "... ", пользователь социальной сети Левкович Е.Б. по электронному адресу:... в общедоступном доступе на странице пользователя "... ", администрируемой Левкович Е.Б, с количеством подписанных пользователей 1105 человек, разместил пост следующего содержания: "... ".
Размещенная Левкович Е.Б. информация содержит признаки побуждения в форме призыва к участию в данных несанкционированных мероприятиях. Мероприятия, анонсированные в публикации, тематика которой - протест против специальной военной операции на Украине, являются публичными, целевая аудитория, на которую направлена информация, не определена и включает неограниченное количество участников. Доступ к персональной странице Левкович Е.Б. не ограничен, размещенная информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, по состоянию на 23 час. 00 мин. 08 апреля 2022 года не удалена.
Таким образом, Левкович Е.Б, сознавая противоправный характер своих действий, заранее зная и предвидя их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, добровольно совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, которые проводят специальную операцию на основании решения Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, указанные действия также сопровождались призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, т.е. административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размещенная Левкович Е.Б. информация содержит признаки побуждения в форме призыва к участию в данных несанкционированных мероприятиях. Мероприятия, анонсированные в публикации, тематика которой - протест против специальной военной операции на Украине, являются публичными, целевая аудитория, на которую направлена информация, не определена и включает неограниченное количество участников. Доступ к персональной странице Левкович Е.Б. не ограничен, размещенная информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, по состоянию на 23 час. 00 мин. 08 апреля 2022 года не удалена.
Таким образом, Левкович Е.Б, сознавая противоправный характер своих действий, заранее зная и предвидя их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, добровольно совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, которые проводят специальную операцию на основании решения Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, указанные действия также сопровождались призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий.
Действия Левкович Е.Б. квалифицированы по ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Левкович Е.Б. подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
протоколом об административном правонарушении N... от 09 апреля 2022 года, составленном в отношении Левкович Е.Б. по ст. 20.3.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 2-5), - объяснениями Левкович Е.Б, данными 08 апреля 2022 года уполномоченному должностному лицу, после разъяснения прав, обязанностей и ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, согласно которым он отказался от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ (л.д. 9), - рапортом ст. О/У отделения 5 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве от 22 марта 2022 год об обнаружении в действиях Левковича Е.Б. признаков состава административного правонарушения с приложением фототаблицы (л.д. 14-15, 16-18), - актом осмотра интернет-ресурса от 08 апреля 2022 года, с приложением скриншотов и диска с видеозаписью (л.д. 20-30), - копией паспорта Левковича Е.Б. и паспортными данными (л.д. 31-35).
Оснований не доверять сведениям, изложенным в вышеуказанных письменных материалах дела, у суда не имеется.
Причины для оговора Левкович Е.Б. со стороны сотрудников полиции, составивших протокол об административном правонарушении, рапорты и другие документы, судом не установлены. Долговые или иные обязательства, неприязненные или личные конфликтные отношения между указанными лицами и Левковичем Е.Б. судом не установлены.
Протокол об административном правонарушении составленный в отношении Левкович Е.Б. по ст. 20.3.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом в пределах его полномочий, соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Приложенные к протоколу доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Левкович Е.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьёй районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Левкович Е.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, являются несостоятельными.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Левкович Е.Б, сознавая противоправный характер своих действий, заранее зная и предвидя их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, добровольно совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, которые проводят специальную операцию на основании решения Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, указанные действия также сопровождались призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий.
Действия Левкович Е.Б. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Рассмотрение дела без допроса в качестве свидетелей сотрудников полиции не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку совокупность исследованных доказательств, среди которых имеются рапорты и письменные объяснения названных лиц, является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении Левкович Е.Б.
Равным образом является несостоятельным утверждение заявителя о необеспечении исполнения принципа состязательности сторон, рассмотрении дела судьёй районного суда в отсутствии лица, поддерживающего обвинение.
Согласно статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не является участником производства по делам об административных правонарушениях.
На основании ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершённом несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбуждённого по инициативе прокурора. Участие прокурора при рассмотрении иных дел об административных правонарушениях нормами КоАП РФ не предусмотрено.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда исследовал представленные доказательства и оценил их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в связи с чем оснований полагать о нарушении принципа состязательности сторон не имеется.
Установленное законом бремя доказывания судом первой инстанции учтено должным образом.
Утверждение в жалобе о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушил принципы административного права, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Левкович Е.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом.
Доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не являются установленным законом основанием для иного вывода по делу.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции РФ, норм КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении Левкович Е.Б, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи районного суда, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Левкович Е.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению Левкович Е.Б, судья районного суда в полной мере учёл все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие как само административное правонарушение, так и личность правонарушителя, умышленность его действий.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, назначено Левкович Е.Б. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Левкович Е.Б. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.3.3 КоАП РФ, в отношении Левкович Е.Б. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.