Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "РЕАЛ-3" фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "РЕАЛ-3" фио на постановление N ... заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 26 мая 2021 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении общества с ограниченной ответственностью "РЕАЛ-3", УСТАНОВИЛ :
постановлением N... заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) от 26 мая 2021 года ООО "РЕАЛ-3" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ООО "РЕАЛ-3" фио - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "РЕАЛ-3" фио просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры для оформления в аренду земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее на праве собственности ООО "РЕАЛ-3", с 2018 года ООО "РЕАЛ-3" и Департамент городского имущества города Москвы находятся в процессе оформления земельно-правовых отношений; постановление должностного лица вынесено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности; административный орган города Москвы не имел полномочий по вынесению постановления в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
В судебном заседании защитник ООО "РЕАЛ-3" фио поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "РЕАЛ-3" фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы наступает за использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, что 8 апреля 2021 года главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по СВАО Госинспекции по недвижимости проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с кадастровым номером... площадью... кв.м по адресу: адрес, (адрес), сформированному и поставленному на кадастровый учёт. На земельном участке находиться двухэтажное нежилое здание по адресу: адрес (ОКС:...) площадью... кв.м, 2000 года постройки, принадлежащее на праве собственности ООО "РЕАЛ-3" (запись в ЕГРН от 20 сентября 2010 года N...). Фактически здание используется под размещение объектов торговли (магазины, продуктовый и вещевой рынок, пункт выдачи товаров). Земельно-правовые отношения ООО "РЕАЛ-3" надлежащим образом не оформлены, договор аренды с Департаментом городского имущества города Москвы не заключался.
Действия ООО "РЕАЛ-3" квалифицированы по ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
При рассмотрении жалобы директора ООО "РЕАЛ-3" фио судья районного суда пришёл к выводу о доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, в частности, его субъективной стороны.
Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.
Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Положение).
На основании п. 2.2 Положения незаконно размещённый объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Документы, являющиеся основанием для использования земельного участка:
- действующий договор аренды земельного участка, предусматривающий осуществление строительства (реконструкции);
- действующий договор безвозмездного пользования земельным участком, предусматривающий осуществление строительства (реконструкции);
- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 2.3 Положения).
Согласно п. 3.3 Положения в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого может быть составлен один из следующих актов:
3.3.2. Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
3.3.3. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
На основании п. 4.3 Положения в случае получения акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (пункт 3.3.3), а также в случае получения от Комитета государственного строительного надзора города Москвы копии судебного акта об отказе в удовлетворении требований Мосгосстройнадзора, указанных подпункте 3 пункта 4.2.1.1 настоящего Положения (пункт 4.2.3):
4.3.1. Департамент городского имущества города Москвы при наличии всех необходимых документов в 10-дневный срок направляет в суд исковое заявление с требованиями о признании указанного объекта самовольной постройкой, ее сносе, освобождении земельного участка, признании права собственности отсутствующим, о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку, в том числе ходатайства о назначении судебной экспертизы в отношении самовольной постройки с целью установления, не создает ли сохранение самовольной постройки угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 2.10.1.31 и п. 2.10.1.32 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" (приложение 15 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП) (далее - Административный регламент) основаниями для отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги являются: судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем объекты недвижимости; наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Как следует из материалов дела, 19 июля 2010 года ООО "РЕАЛ-3" по договору купли-продажи приобрело у ЗАО "... " двухэтажное нежилое здание по адресу: адрес (кадастровый номер...) площадью... кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером.., на который у ЗАО "... " был оформлен договор аренды N... от 30 августа 2005 года.
Договор аренды земельного участка N... от 30 августа 2005 года действовал до 10 февраля 2018 года и был расторгнут по инициативе Департамента городского имущества города Москвы в одностороннем порядке (письмо исх. N... от 10 января 2018 года).
ООО "РЕАЛ-3", получив уведомление Департамента городского имущества города Москвы об отказе от договора, в связи с нахождением на земельном участке здания, принадлежащего ООО "РЕАЛ-3" на праве собственности, обратилось за оформлением договора аренды земельного участка на новый срок (письмо исх. N 01-07-164 от 8 февраля 2018 года).
Письмом исх. N... от 2 марта 2018 года Департамент городского имущества города Москвы отказал ООО "РЕАЛ-3" в заключении договора аренды.
В ходе проведения 3 августа 2018 года должностным лицом Госинспекции по недвижимости планового (рейдового) обследования земельного участка с кадастровым номером... было установлено его использование без оформленных земельно-правовых отношений и размещение на нём здания с кадастровым номером... площадью... кв.м. обладающего признаками самовольной постройки в связи с чем включению в Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 1 сентября 2020 года N 1423-ПП здание по адресу: адрес включено в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в Государственный кадастр недвижимости (п. 3536) (Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП) (далее - Перечень).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 6 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в ООО "РЕАЛ-3" о признании здания площадью 1 355, 3 кв.м. с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес самовольной постройкой.
Таким образом, на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, - 8 апреля 2021 года здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером.., было включено в Перечень и в отношении него велось судебное разбирательство, что в силу п. п.2.10.1.31 и п. 2.10.1.32 Административного регламента является основаниями для отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги предоставления земельного участка в аренду.
В материалах дела отсутствуют доказательства, содержащие данные о том, что ООО "РЕАЛ-3" не предпринимало надлежащие меры, направленные на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером... ; не перечислены действия, которые Общество должно было совершить с целью оформления земельно-правовых отношений, с учётом установленных по делу фактических обстоятельств.
Кроме того, необходимо отметить, что решением Московского городского суда от 23 мая 2022 года N 3а-1957/2022 п. 3536 Перечня признан недействующим и исключён из него.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление N... заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 26 мая 2021 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2021 года нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО "РЕАЛ-3" фио удовлетворить.
Постановление N... заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 26 мая 2021 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 27 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении общества с ограниченной ответственностью "РЕАЛ-3" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.