Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 28 октября 2022 г. по делу N 33а-914/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Килярова М.Х. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 18 июля 2022 г, которым старшему прапорщику Цюнаку Сергею Дмитриевичу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя административного истца - Атальянца А.М. в обоснование доводов поданной жалобы и представителя командира войсковой части N - Борисова Д.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом от 2 февраля 2022 г. N1 и утвержденным командиром данной воинской части, Цюнаку С.Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на том основании, что он в 2005 году по установленным нормам реализовал свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, которое, исходя из положений пункта 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", может предоставляться военнослужащим один раз.
Цюнак С.Д, оспорив это решение, просил возложить на административных ответчиков обязанность его отменить и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения жилищная субсидия.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что он распорядился полученной по положенным нормам обеспечения от военного ведомства квартирой, право пользования которой утратил, в связи с чем не может сдать ее в установленном порядке. Цюнак С.Д. обращает внимание на то, что он не распорядился этой квартирой, а утратил право ее пользованием на основании вступившего в законную силу соответствующего судебного постановления. Поэтому сдача указанного жилого помещения стала невозможной, к тому же в нем были зарегистрированы и проживали несовершеннолетние дети, бывшая супруга, которая, являясь военнослужащей, также имела право на данное жилье.
Административный истец указывает, что проживание в упомянутой квартире, которая, по его мнению, являлась служебной, после развода с бывшей супругой М.В. вместе с вновь созданной им семьей было невозможно. На момент принятия 24 февраля 2016 г. судебного акта об утрате им права пользования данной квартирой, общая площадь которой составляет 63, 9 кв.м, в ней без учета административного истца были зарегистрированы и проживали 5 человек. Следовательно, исходя из положенной нормы предоставления жилья на одного человека, которая составляет 18 кв.м, его бывшая семья нуждалась в улучшении жилищных условий.
В заключение в жалобе утверждается, что Цюнак С.Д. по линии военного ведомства и от государства жильем не обеспечивался, в приватизации не участвовал. Что касается наличия у него в 2016 году 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", то в данном случае этот факт не имеет юридического значения, так как этим правом он распорядился, подарив принадлежавшую ему долю жилого помещения более пяти лет назад.
В письменных возражениях председатель жилищной комиссии войсковой части N - Курунов А.А. и представитель командира той же воинской части - Борисов Д.В. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу третьему пункта 1 ст. 15 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
Абзацем первым пункта 14 ст. 15 Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность
военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Согласно пункту 16 ст. 15 Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 данной статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 ст. 15.1 того же Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (абзац первый).
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации (абзац второй). Во исполнение данного предписания закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
В соответствии с абзацем третьим 3 пункта 4 Правил норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Следовательно, Правительство Российской Федерации предусмотрело для военнослужащих и членов их семей, претендующих на получение жилищной субсидии, возможность реализовать указанную социальную гарантию, в том числе и с учетом их обеспеченности жилыми помещениями по договору социального найма.
Вышеперечисленные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 ст. 15 Закона, военнослужащие
обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом.
В суде установлено и из материалов дела следует, что Цюнак С.Д, заключивший в ноябре 1994 года первый контракт о прохождении военной службы, с 21 сентября 2018 г. проходит такую службу в войсковой части N, общая продолжительность его военной службы составляет более 33 лет.
Во время прохождения военной службы в войсковой части N Цюнаку С.Д. решением жилищной комиссии данной воинской части, оформленным протоколом от 7 апреля 2005 г. N 5, на состав семьи из пяти человек: он, его супруга М.В., трое детей, 1982, 1992 и 1998 годов рождения, выделена трехкомнатная квартира общей площадью 63, 9 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
23 августа 2006 г. указанный жилой дом передан Персиановскому сельскому поселению, а 7 декабря 2007 г. между Администрацией названного поселения и Цюнаком С.Д. заключен договор социального найма упомянутой квартиры N N, в которой он вместе с членами своей семьи зарегистрировался.
Исходя из этого, следует прийти к выводу о том, что Цюнаку С.Д. по линии военного ведомства от органов местного самоуправления было предоставлено жилое помещение по договору социального найма, а не служебная квартира, как ошибочно полагает сторона административного истца.
11 января 2007 г. брак между административным истцом и М.В... расторгнут. При этом Цюнак С.Д. выехал из указанной выше квартиры, сохранив в ней регистрацию.
16 сентября 2008 г. Цюнак С.Д, заключив брак с гражданской О.А., стал проживать в принадлежащем ей домовладении N N общей площадью 82, 3 кв.м по адресу: "адрес". В этом браке у них родились совместные дети 2007 и 2015 годов рождения.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Ростовской области от 24 февраля 2016 г, принятым по иску бывшей супруги Цюнака С.Д. - М.В., их детей: Д.С. и А.С, административный истец признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", поскольку с 2006 года в этой квартире с ними не проживал.
Как видно из данного судебного постановления, которое не обжаловалось административным истцом, основанием для принятия судом указанного решения, в том числе и о снятии Цюнака С.Д. с регистрационного учета по адресу упомянутого жилого помещения, явилось признание им в добровольном порядке предъявленного к нему вышеперечисленными лицами иска.
14 июня 2016 г. в совместном браке с гражданкой О.А. административным истцом по 1/4 доли в праве собственности на каждого члена его семьи из четырех человек: он, супруга и двое их детей, был приобретен жилой дом N N общей площадью 43, 1 кв.м по адресу: "адрес"
"адрес". В тот же день Цюнак С.Д. на основании договора дарения передал в О.А. принадлежащую ему 1/4 долю в праве собственности на этот доме с соответствующей долей земельного участка.
12 октября 2018 г. Цюнак С.Д. зарегистрировался месту нахождения войсковой части N по адресу: "адрес"
2 июля 2019 г. брак между Цюнаком С.Д. и О.А. на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка N3 п. Каменоломни от 30 мая 2019 г. расторгнут.
Из актов проверки жилищных условий, находящихся в материалах дела, следует, что Цюнак С.Д. вместе со второй своей бывшей супругой О.А. и их детьми в настоящее время проживает в домовладении N N по адресу: "адрес".
Этот факт, в том числе подтверждается и заявлением административного истца, направленным им в жилищный орган воинской части (т. 2, л.д 2-6).
10 января 2022 г. административный истец обратился в жилищную комиссию войсковой части N с заявлением о принятии его составом семьи из одного человека на жилищный учет с формой обеспечения жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
Из обжалуемого решения жилищной комиссии войсковой части N от 2 февраля 2022 г. N1, с обоснованностью которого согласился гарнизонный военный суд, следует, что основанием для отказа в принятии административного истца на жилищный учет послужили обстоятельства, связанные тем, что он, являясь нанимателем жилого помещения по договору социального найма, предоставленного ему по линии военного ведомства, не выполнил обязанность по сдаче этого жилья.
Судебная коллегия такой вывод суда признает основанным на верном применении к спорным правоотношениям норм материального права с учетом приведенных конкретных обстоятельств, установленных по делу, и с учетом положений ст. 15 Закона, определяющих жилищные гарантии для военнослужащих, условия их реализации (включая принцип однократности предоставления определенного вида жилищных гарантий), а также меры, направленные на сохранение жилищного фонда, призванного обеспечивать эти гарантии.
На правильность данных выводов не влияет ссылка в жалобе на то, что М.В., которая, в том числе, являясь военнослужащей войсковой части N при общей продолжительности ее военной службы более 10 лет, имела право на жилое помещение, предоставленное Цюнаку С.Д. по линии военного ведомства по договору социального найма.
В данном случае, как указано выше, административный истец в связи с разводом в 2007 году с М.В. не принял мер по сдаче предоставленной ему от военного ведомства упомянутой трехкомнатной квартиры.
Как видно из рапорта М.В. от сентября 2013 года и выписки из приказа командира войсковой части N от 20 декабря 2013 г. N369, она считала себя обеспеченной жильем и была уволена с военной службы по состоянию здоровья.
Согласно сообщениям Главы Администрации Персиановского сельского поселения от 9 сентября 2021 г. и 12 мая 2022 г. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" с Цюнаком С.Д. расторгнут на основании решения Октябрьского районного суда Ростовской области от 24 февраля 2016 г.
При этом 7 июля 2016 г. договор социального найма N 1431 на это жилое помещение заключен с М.В., в котором совместно с нанимателем зарегистрированы и проживают члены ее семьи: дочь Ц.А, внуки - Ц.А, Ц.А, Ц.М, Ц.К..
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относят граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с положениями части 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как видно из решений Собрания депутатов Персиановского сельского поселения от 26 ноября 2010 г. N108 учетно-постановочная норма на одного человека составляет 8 кв.м, а от 28 декабря 2020 г. N 166 - 8, 5 кв.м.
Исходя из этого, а также принимая во внимание то обстоятельство, что по состоянию на 2016 год, когда было принято судебное постановление, на основании которого Цюнак С.Д. утратил право пользования квартирой, предоставленной по линии военного ведомства, на него с учетом зарегистрированных в этом жилье шести человек, приходилось 9, 13 кв.м, то есть более учетно-постановочной нормы.
При таких обстоятельствах оснований для принятия административного истца, в том числе и с зачетом его доли от ранее полученного от государства жилья не имеется.
Таким образом, поскольку доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с обжалуемым судебным постановлением, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 18 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Цюнака Сергея Дмитриевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.