Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 28 октября 2022 г. по делу N 33а-998/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей Коробенко Э.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ГусяковойЮ.Н. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 августа 2022 г, которым удовлетворены заявленные старшим прапорщиком Валичевой Аминой Магомедовной требования о признании незаконным решения заместителя начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал "Южный") об отказе в принятии детей ее супруга от предыдущего брака на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника филиала "Южный" от 22 июля 2022 г. N 163 Валичевой А.М. отказано в принятии детей ее супруга (2013, 2014, 2016 и 2018 годов рождения) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что они, в соответствии с пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), не относятся к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные Законом.
Валичева А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений заявленных требований, просила признать незаконным вышеуказанное решение, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет детей ее супруга в качестве членов семьи военнослужащего.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Суд пришел к ошибочному выводу о том, что на совместно проживающих с Валичевой А.М. четверых детей ее супруга от предыдущего брака распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные пунктом 5 ст. 2 Закона, поскольку они к числу таких лиц не отнесены. Административным истцом не представлены документы, подтверждающие право детей супруга быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В данном случае один лишь факт проживания Валичевой А.М. совместно с детьми супруга не является доказательством нахождения их на ее иждивении, в том числе
несения расходов на содержание. При этом у детей супруга от предыдущего брака имеется мать, у которой они могут проживать, находясь на ее обеспечении.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацу первому пункта 1 ст. 15 Закона жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Как следует из положений пункта 5 ст. 2 Закона, к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 ст. 100 и ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных правовых норм, в случае проживания с военнослужащим родственников, из числа прямо непоименованных в ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, и нетрудоспособных иждивенцев, их необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Такое понимание основано на разъяснениях, данных в пунктах 25 и 26постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Причем к таким лицам могут быть отнесены любые родственники, как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.
С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) частью 1 ст. 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие
остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети, как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
На основании пункта 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Поэтому, вопреки доводу жалобы, факт нахождения на иждивении административного истца детей супруга от предыдущего брака, не является
определяющим при разрешении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем.
26 октября 2020 г. Валичева А.М. заключила брак с У.А... у которого от предыдущего брака имеются дети Р.У., 2013 г.р, И.У., 2014 г.р, М.У., 2016 г.р, Ф.У., 2018 г.р.
Как следует из сообщения командира войсковой части N, Валичева А.М. проживает по адресу: "адрес", совместно с супругом У.А... и четырьмя несовершеннолетними его детьми от предыдущего брака. Иного жилого помещения у Валичевой А.М. не имеется.
Это также подтверждается Актом осмотра жилого помещения на предмет фактического использования, которым установлено, что по адресу: "адрес", административный истец проживает совместно с супругом и его детьми.
Исходя из этого, судом первой инстанции правильно установлено, что административный истец, ее супруг и четверо детей совместно проживают в указанном жилом помещении.
Следовательно, поскольку У.А. и его четверо детей от предыдущего брака ввиду их совместного проживания с Валичевой А.М. имеют равные жилищные права, то выводы суда первой инстанции о том, что эти дети вправе претендовать на обеспечение жильем от военного ведомства в качестве членов семьи административного истца являются верными.
При таких данных гарнизонный военный суд, правильно признав незаконным решение заместителя начальника филиала "Южный" от 22 июля 2022 г. N 163, поскольку оно противоречит изложенным выше нормоположениям, обоснованно возложил на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет детей супруга административного истца от предыдущего брака в качестве членов семьи Валичевой А.М.
Что касается ссылки в жалобе на то, что у детей супруга административного истца имеется мать, с которой они могут проживать, то, как следует из соглашения об определении места жительства детей и порядке осуществления родительских прав от 23июня 2021 г. N N, родители детей подтверждают, что указанные выше дети после развода родителей проживают по месту жительства их отца по адресу: "адрес".
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 августа 2022г. по административному исковому заявлению Валичевой Амины Магомедовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.