Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 15 ноября 2022 г. по делу N 33-1134/2022
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Ряузова А.Н, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, представителя ответчика - "данные изъяты" (далее - Управление) "данные изъяты". путём использования системы видеоконференц-связи, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5301/2022 по апелляционным жалобам представителей ответчиков: Управления - его начальника "данные изъяты" на решение 26 гарнизонного военного суда от 31 августа 2022 г, которым удовлетворено исковое "данные изъяты", поданное в защиту прав и законных интересов "данные изъяты" Саражинской "данные изъяты" и Управлению о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, объяснения представителя ответчика "данные изъяты"Г. в обоснование апелляционной жалобы, объяснения "данные изъяты", возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
как следует из материалов дела, "данные изъяты" обратился в суд с исковым заявлением в защиту права и законных интересов Саражинской "данные изъяты"), в котором просил обязать "данные изъяты" произвести истцу доплату к выплаченной заработной плате за период с 1 июня 2021 г. по 1 июня 2022 г. с учётом районного коэффициента 1, 4, предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных "данные изъяты"" (далее - распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс).
Решением гарнизонного военного суда иск "данные изъяты" удовлетворён.
В апелляционной жалобе начальник "данные изъяты", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе "данные изъяты" в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы представитель ответчика указывает, что в нарушение части 1 статьи 214 ГПК РФ обжалуемое решение суда в Управление не поступило.
Анализируя распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс, положения Конституции Российской Федерации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих "данные изъяты" (Алма-Ата, 12 октября 1998 г.), Трудового кодекса Российской Федерации, "данные изъяты" полагает, что поскольку Саражинская "данные изъяты" работает по трудовому договору в "данные изъяты" и ей выплачивается заработная плата с учётом повышения должностного оклада на 50 %, а также компенсационные выплаты к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада и за обеспечение космических программ 50 % должностного оклада, и отсутствует нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий выплату районного коэффициента гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, то правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны Российской Федерации, "данные изъяты" районного коэффициента 1, 4 к заработной плате не имеется.
По мнению представителя ответчика, отсутствие у Саражинской "данные изъяты" права на получение спорной дополнительной выплаты к заработной плате не ограничивает её права по сравнению с иными категориями рабочих и служащих, поскольку ей в спорный период выплачивалась заработная плата с повышением должностного оклада на 50 % и производились иные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122.
В жалобе обращается внимание на необоснованность ссылки суда в обжалуемом решении на письмо Роструда от 29 июня 2011 г. N 1891-6-1 "О применении районных коэффициентов к заработной плате работников (филиале) российской организации в "данные изъяты" оно не изменяет законодательство и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и обязательным не является.
Представитель ответчика - "данные изъяты". в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение по тем основаниям, что суд пришёл к неверному выводу о том, что действующая система оплаты труда не в полной мере устанавливает дополнительные льготы и преимущества. Судом оставлено без внимания, что "данные изъяты" в полном объёме производятся выплаты в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищённости отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих "данные изъяты", и членов их семей".
На апелляционные жалобы представителей ответчиков "данные изъяты" поданы возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать в их удовлетворении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб представителей ответчиков и возражений "данные изъяты", судебная коллегия исходит из следующего.
По делу установлено, что Саражинская "данные изъяты"
"данные изъяты" Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс.
Из позиции ответчиков, изложенной в отзывах на исковое заявление "данные изъяты", следует, что районный коэффициент 1, 4 к заработной плате не выплачивается Саражинской "данные изъяты" ввиду отсутствия для этого правовых оснований и получения ею заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе повышение должностного оклада на 50 % за работу "данные изъяты", 30 % должностного оклада за работу в зоне экологического кризиса, 50 % должностного оклада за обеспечение космических программ.
Разрешая иск "данные изъяты", поданный в защиту прав и законных интересов Саражинской "данные изъяты" гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о его удовлетворении, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьёй 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих "данные изъяты" от 12 октября 1998 г. социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих "данные изъяты"", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Соглашением.
Статьёй 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих "данные изъяты", и членов их семей" "данные изъяты" отнесена к работе в зоне экологического кризиса.
Статьёй 10.1 Договора "данные изъяты"", заключённого между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 10 декабря 1994 г, предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими "данные изъяты"
Согласно пункту 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьями 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
"данные изъяты"
Оплата труда гражданского персонала организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации".
Пунктом 11 приложения N 2 к указанному приказу Министра обороны Российской Федерации установлено, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приложению).
Из изложенного следует о том, что действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала таких организаций районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР. При этом действующий нормативный акт Союза ССР, установивший районный коэффициент, не требует обязательного подтверждения актом государственного органа Российской Федерации.
Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс установлен районный коэффициент 1, 4 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных "данные изъяты"
То обстоятельство, что этим нормативным правовым актом установлен районный коэффициент не на территории Российской Федерации, не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам Российской Федерации, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые обязанности "данные изъяты"
Согласно пункту 826 Перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в него отнесены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. N 957) пункт 826 приведённого Перечня в части актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР действует до 1 сентября 2025 г.
Таким образом, распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс, которое установило районный коэффициент 1, 4 для "данные изъяты" на момент рассмотрения спорных отношений действовало и продолжает действовать до 1 сентября 2025 г.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о праве Саражинской "данные изъяты" на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате, в связи с чем правомерно возложил "данные изъяты" обязанность по производству спорной выплаты за период с 1 июня 2021 г. по 1 июня 2022 г.
Довод начальника Управления в апелляционной жалобе об отсутствии у Саражинской "данные изъяты" права на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате ввиду получения ею заработной платы с учётом повышения должностного оклада на 50 %, компенсационных выплат к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада, за обеспечение космических программ 50 % должностного оклада, является беспредметным, поскольку спорная выплата имеет иную правовую природу и не заменяет указанные дополнительные выплаты.
Поскольку письмо Роструда от 29 июня 2011 г. N 1891-6-1 "О применении районных коэффициентов к заработной плате работников (филиале) российской организации "данные изъяты"" разъясняет о применении районных коэффициентов к заработной плате работников российской организации "данные изъяты", то оно судом первой инстанции применено по настоящему делу ошибочно.
Однако данное обстоятельство в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ не является основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции по одним только формальным соображениям.
Вопреки утверждению начальника Управления в апелляционной жалобе, гарнизонным военным судом в порядке требований статьи 214 ГПК РФ копия решения суда на бумажном носителе направлена в Управление 2 сентября 2022 г. При этом судебная коллегия учитывает пояснения представителя ответчика "данные изъяты" в судебном заседании суда апелляционной инстанции о получении копии обжалуемого решения суда.
Не опровергает правильность выводов суда первой инстанции о праве Саражинской "данные изъяты" на применение к её заработной плате районного коэффициента 1, 4, предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс, и довод представителя "данные изъяты" в апелляционной жалобе о производстве истца "данные изъяты" платы и дополнительных выплат в полном объёме.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 31 августа 2022 г. по иску "данные изъяты", поданному в защиту прав и законных интересов Саражинской "данные изъяты", оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.