Апелляционное определение СК по административным делам Ленинградского областного суда от 03 ноября 2022 г. по делу N 33а-6608/2022
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г, судей Григорьевой Н.М, Шулындиной С.А, при секретаре Склядневой А.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования "Цвылевское сельское поселение" Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Тихвинского городского прокурора к администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании провести мероприятия по государственному и кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г, возражения прокурора Махмудова Э.Т, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Тихвинский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тихвинский городской суд Ленинградской области с административным иском, указав в обосновании, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования "Цвылевское сельское поселение" (деле администрация) требований действующего законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом, установлено, что на территории сельского поселения имеется пешеходный мост, расположенный по адресу: "адрес", который включен в перечень имущества администрации, но не поставлен на кадастровый учет, сведений о государственной регистрации прав собственности в ЕГРН отсутствуют. Отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности приводит к неэффективному владению и использованию муниципального имущества, ограничивая возможность распоряжения им.
В связи с чем, прокурор, уточнив исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости и обязать администрацию не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости (л.д. 47).
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 28.07.2022 административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме (л.д. 53-58).
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, указав объект недвижимости находиться в собственности муниципального образования в силу закона, в связи с чем, обязательная государственная регистрация и постановка на кадастровый учет не требуется и их отсутствие не свидетельствует о неэффективном владении использовании (л.д. 62-63).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и месте судебного заседания.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав прокурора, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 ФЗ N 257-ФЗ).
К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3 статьи 3 ФЗ N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 13 ФЗ N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно части 4 статьи 6 ФЗ N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Областным законом Ленинградской области от 10 июля 2014 года N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления сельских поселений обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании областного закона Ленинградской области от 16.02.2007 N-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области" и акта приема-передачи муниципального имущества от 31.12.2005, пешеходный мост по адресу: "адрес" включен в Перечень муниципального имущества муниципального образования (п.130), что сторонами не оспаривается (л.д. 9 об, 40).
По сведениям администрации пешеходный мост не поставлен на кадастровый учет, сведения в ГКН отсутствует.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности принять меры к постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности, ведения реестра муниципальной собственности в силу положений ч.2 ст. 131 Гражданского кодекса РФ не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество. Незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости и земельный участок под ним, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере владения муниципальным имуществом и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия полагает вывод суда обоснованным и правомерным.
Довод жалобы о том, что наличие права собственности на объект недвижимости в силу закона влечет необязательность его постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию со ссылкой на ч.2 ст.69 Федерального закона N218, основан на неверном толковании норм права.
Действительно, в силу ч.2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Однако, согласно положениям части 3 статьи 69 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 31 января 1998 года. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества
Из представленных в материалах дела документов следует, что право собственности на пешеходный мост возникло у административного ответчика 31.12.2005, что администрацией не оспаривается, что в силу ч.3 ст. 69 Федерального закона N218 подлежит обязательной регистрации.
Кроме того, согласно статье 51 Федерального закона N131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Учитывая данные правовые нормы, сведения о пешеходном мосте, являющимся объектом недвижимого имущества, подлежат государственному учету в соответствии с установленным порядком.
Довод жалобы о том, что права муниципального образования не могут быть нарушены в связи с непостановкой объекта недвижимости на кадастровый учет, поскольку именно ответчик пользуется, владеет и распоряжается указанным имуществом, судебная коллегия полагает не состоятельной, поскольку отсутствие сведений о мосте как об объекте недвижимости в ЕГРН, а также сведений о собственнике данного объекта, влечет ненадлежащее его содержание, не выделение финансирования на проведение периодических обследований и ремонтных работ, в то время как собственник в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Цвылевское сельское поселение" Тихвинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 07.11.2022.
(судья Удюкова И.В.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.