Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Ширковой Галины Николаевны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19 марта 2021 года, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 ноября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 17 марта 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Фактория" Ширковой Галины Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 ноября 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 17 марта 2022 года, генеральный директор ООО "Фактория" Ширкова Галина Николаевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Ширкова Г.Н. просит отменить приятые акты ввиду грубого нарушения норм материального и процессуального права и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения материалов, поступивших из государственных органов, указывающих на признаки наличия события административного правонарушения, материалов рейдового осмотра (приказ об утверждении планового рейдового задания от 24.07.2020 N 183, акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 27.07.2020 N 183), материалов проведенного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04.08.2020), установлено следующее:
В адрес Управления поступило сообщение Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения о том, что Главным управлением МЧС России по Республике Карелия и Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой в п.Новая Вилга на территории бывшей котельной зафиксирована емкость с нефтепродуктами и множественные разливы нефтепродуктов.
В ходе патрулирования территории п. Новая Вилга Прионежского района Республики Карелия на основании приказа Управления от 24.07.2020 N 183 о проведении планового (рейдового) осмотра установлено, что у здания бывшей котельной п. Новая Вилга расположена емкость металлического исполнения, из которой изливается тягучая масса черного цвета. Емкость (в месте среза) не покрыта, к нефтепродуктам есть доступ.
Вокруг емкости с нефтепродуктами проведена отсыпка из ПГС и лома кирпича от разборки зданий, из-под которых выступают нефтепродукты. Вокруг отсыпки сделано обвалование, куда по понижению рельефа стекают нефтепродукты.
По информации Администрации Нововилговского сельского поселения: емкость, оставленная от деятельности бывшей котельной, приобретена ООО "Фактория" у Администрации Прионежского муниципального района.
С целью установления фактов загрязнения специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО"- "ЦЛАТИ по Республике Карелия" в рамках рейдового осмотра осуществлён отбор проб образцов загрязненного песка, кирпича и загрязненных почв.
Загрязнение нефтепродуктами допущено в кадастровом квартале "данные изъяты" на землях населенных пунктов Нововилговского поселения. Площадь загрязнения составила-414, 7 кв. м, диаметр емкости с нефтепродуктами - 631 см. Ориентировочное содержание нефтепродуктов в емкости на уровне - 1, 2-1, 5 м.
По итогам рейдовой проверки составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 27.07.2020 N 183.
04.08.2020 по результатам лабораторных исследований установлено, что неизвестные по составу отходы, образовавшиеся в результате отсыпки разлива нефтепродуктов, являются отходами III-V класса опасности.
Согласно результатам лабораторных исследований, установлено, что неизвестные по составу отходы, образовавшиеся в результате отсыпки разлива нефтепродуктов, являются отходами III-V класса опасности:
"бой кирпича загрязненный нефтепродуктами" относится к отходам IV класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду с компонентным составом: бой кирпича - 95, 9%, нефтепродукты - 4, 1 % (протокол результатов лабораторных испытаний N 382.20.02(0) от 03.08.2020, протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 36 (биотестирование));
"песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами" относится к отходам III класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду с компонентным составом: песок - 91, 5 %, нефтепродукты - 8, 5 % (протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 383.20.02(О), протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 37 (биотестирование);
(биотестирование));
"песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами" относится к отходам IV класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду с компонентным составом: песок - 99, 9 %, нефтепродукты - 0, 1 % (протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 384.20.02(О), протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 38 (биотестирование);
(биотестирование));
"бой кирпича" относится к отходам IV класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую природную среду с компонентным составом: песок - 100 %, нефтепродукты - 0, 0 % (протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 385.20.02(О), протокол результатов лабораторных испытаний от 03.08.2020 N 39 (биотестирование)).
Таким образом, в результате устранения нефтеразлива земельный участок покрыт загрязненными нефтепродуктами отходами и ПГС.
Отборами проб почв на земельном участке в месте пролива и незагрязненной нефтепродуктами территории зафиксировано, что концентрация нефтепродуктов в почве в месте пролива составила 33000+-9000 мг/кг, на сопряженной территории концентрация нефтепродуктов в почве составила 830+-220 мг/кг (протокол результатов лабораторных испытаний от 28.08.2020 N 24.20.01(П).
Загрязнение нефтепродуктами допущено в кадастровом квартале "данные изъяты" на землях населенных пунктов Нововилговского сельского поселения. Допущено загрязнение земельного участка нефтепродуктами, государственная собственность на который не разграничена и части земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в "адрес" Республики Карелия (в пределах территории, ограниченной координатами "данные изъяты"
Емкости, объёмом 200 куб. м, расположенные по адресу: "адрес" имеют кадастровые номера "данные изъяты" и являются имуществом ООО "Фактория" (договор купли-продажи от 28.11.2019, акт приема-передачи имущества от 13.12.2019 между Администрацией Прионежского муниципального района и ООО "Фактория").
По итогам обследования и по результатам лабораторных исследований в отношении ООО "Фактория" Управлением 04.08.2020 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено расследование.
В рамках расследования 04.09.2020 проведен дополнительный осмотр земельных участков в п. Новая Вилга в присутствии представителя ООО "Фактория" по доверенности и представителя Администрации Прионежского муниципального района (протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 04.09.2020). Осмотром уставлено, что загрязнение нефтепродуктами в п. Новая Вилга не ликвидировано.
Во исполнение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 04.08.2020 генеральным директором ООО "Фактория" Ширковой Г.Н. представлена информация по факту разлива нефтепродуктов, а также документы купли-продажи имущества (емкости с КН "данные изъяты"), документы о намерении заключить договор с ЗАО "Рос Ойл" по сбору, транспортированию и утилизации опасных отходов.
Событие правонарушения подтверждается: материалами проверки Управления от 27.07.2020, материалами расследования Управления от 04.09.2020, лабораторными исследованиями подведомственного Управлению учреждения от 04.08.2020, от 01.09.2020, информацией ОМВД России по Прионежскому района от 14.08.2020, материалами к исковому требованию Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры от 25.11.2020, сведениями ООО "Фактория", информацией Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
Указанное нарушение послужило основанием для привлечения генерального директора ООО "Фактория" Ширковой Г.Н. постановлением должностного лица, с которым согласились судебные инстанции, к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако принятые по делу акты законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а решение по делу должно быть мотивированным.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Однако, вышеуказанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями не выполнены.
Согласно материалам дела, Ширкова Г.Н. в ходе производства по делу оспаривала доказанность обстоятельств вмененного административного правонарушения, ставила вопрос о недопустимости представленных по делу доказательств.
Вместе с тем, в постановлении должностного лица отсутствуют исследование и оценка доказательств, на основании которых установлены обстоятельства административного правонарушения и виновность в его совершении Ширковой Г.Н, вопрос об их допустимости не рассмотрен.
Оценка указанным нарушениям судебными инстанциями не дана, допущенные недостатки не восполнены, а выводы о получении представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями закона не мотивированы ссылками на соответствующие положения законов, предусматривающие порядок сбора доказательств по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судебными инстанциями не были выполнены требования статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 17 марта 2022 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО "Фактория" Ширковой Галины Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а жалоба Ширковой Г.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19 марта 2021 года и решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 ноября 2021 года возвращению в Верховный Суд Республики Карелия на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 17 марта 2022 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО "Фактория" Ширковой Галины Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу Ширковой Г.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19 марта 2021 года и решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 ноября 2021 года возвратить в Верховный Суд Республики Карелия на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.