Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (Nа-52/2022) по кассационной жалобе Бицадзе Д.А. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 3 марта 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г. (N33а-3291/2022) по административному иску Бицадзе Д.А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, Исаковой Л.С. о признании незаконными действий по неполному зачислению денежных средств на лицевой счет.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения Бицадзе Д.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бицадзе Д.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий должностного лица исправительного учреждения Исаковой Л.С. по не зачислению в полном объеме денежных средств на его лицевой счет в период с августа по ноябрь 2021г.
Незаконность действий административного ответчика истец усмотрел в том, что в нарушение норм закона на его лицевой счет зачисляется пенсия в размере 25 %, а не вся сумма, поступившая из пенсионного органа.
В июле 2021г. в ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми перед этапированием Бицадзе Д.А. для отбывания наказания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми его ознакомили с лицевым счетом, где была отражена сумма 8 400 руб, которую в дальнейшем перечислили ФКУ-31 УФСИН России по Республике Коми.
15 сентября 2021г. административный истец обратился в бухгалтерию ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с заявлением о предоставлении сведений о движении денежных средств на его лицевом счете, на который 17 сентября 2021г. дан ответ за подписью Исаковой Л.С. После ознакомления с ответом административным истцом сделан вывод о хищении должностным лицом (бухгалтером) Исаковой Л.С. его денежных средств - 75% пенсии за август и сентябрь, поскольку на счет было зачислено лишь 25% пенсии.
Решением Усть-Вымского районного Республики Коми от 3 марта 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г, в удовлетворении административного искового заявления Бицадзе Д.А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, Исаковой Л.С. о признании незаконными действий по неполному зачислению денежных средств (пенсии) на его лицевой счет в период с августа по ноябрь 2021г. отказано.
В кассационной жалобе Бицадзе Д.А. просит отменить постановленные по делу судебные акты, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагает, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013г.N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 403-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999г. N 420-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
В пункте 14 названого выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывается, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из материалов дела следует, что Бицадзе Д.А, "данные изъяты", является инвалидом "данные изъяты", получателем страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).
В период с 29 июля 2021г. по 2 декабря 2021г. содержался в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, куда он прибыл из ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми.
Доставка пенсии и ЕДВ Бицадзе Д.А. в заявленный период осуществлялась путем перечисления денежных средств на счет ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, по месту отбывания наказания.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 88, 98, 99, 107, 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Правилами выплаты пенсий, утвержденными Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014г. N 885н, и установив, что ФКУ ИК-31 в заявленный административным истцом период с августа по ноябрь 2021г. ежемесячно зачислялись на лицевой счет Бицадзе Д.А. по поступлению пенсии - 25 % пенсии, а остаток пенсионных средств зачислялся на лицевой счет Бицадзе Д.А. после удержаний за питание и коммунально-бытовые услуги (КБУ), суммы, удержанные с Бицадзе Д.А. в счет возмещения затрат на его содержание, не превысили размер утвержденных в ФКУ ИК-31 соответствующих расходных лимитов по фактическим затратам, пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков как по предварительному зачислению на его лицевой счет гарантированного минимума 25 % пенсии с последующим зачислением сумм, оставшихся после удержаний, так и по удержанию денежных средств с доходов Бицадзе Д.А, являются правомерными, соответствующими требованиям действующего уголовно-исполнительного законодательства. Довод административного истца относительно "хищения" бухгалтером ФКУ ИК-31 Исаковой Л.С. принадлежащих ему денежных средств в августе и сентябре 2021 года со ссылкой на ответ от 17 сентября 2021г, признан судом несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
По смыслу статей 98, 99, 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца. Выплата пенсий осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им пенсии или иных доходов.
Размер затрат на коммунально-бытовые услуги и питание утверждается соответствующим приказом начальника исправительного учреждения.
Приказами врио начальника ФКУ ИК-31 утверждены затраты на коммунально-бытовые услуги и расчет стоимости питания осужденных, согласно которым затраты по КБУ на одного осужденного в сентябре 2021г. составили 1 659, 77 руб, затраты на питание по минимальной норме питания на мужчин - 3723, 48 руб.; в октябре: 2 300 рублей и 3 901, 93 рублей соответственно; в ноябре: 4 102, 72 руб. и 4 489, 65 руб. соответственно.
Из материалов дела следует, что 15 сентября 2021г. Бицадзе Д.А. обратился в бухгалтерию ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с заявлением о разъяснении факта отсутствия на его лицевом счете пенсии за июль и август по состоянию на 15 сентября 2021г. с предоставлением информации по движению денежных средств на его счете.
17 сентября 2021г. Исаковой Л.С, замещавшей должность бухгалтера ФКУ ИК- 31 УФСИН России по Республике Коми дан ответ, в котором заявителю сообщалось о том, что в период с августа по сентябрь 2021г. на личный счет Бицадзе Д.А. N 3143 поступили денежные средства в размере 25 975, 02 руб, с разбивкой по суммам и источникам поступлений (в том числе пенсия и ЕДВ 17 566, 14 руб, 8 408, 88 руб. - личные средства осужденного, перечисленные из ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике KOMI: Приведенные данные были отражены по состоянию на 17 сентября 2021г.
Не согласившись по существу с данным ответом, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, утверждая о том, что пенсия зачисляется на его лицевой счет не в полном объеме, в результате чего имеет место хищение его денежных средств.
Проверив достоверность сведений, отраженных в ответе должностного лица исправительного учреждения, суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела платежного поручения N 645457 от 2 августа 2021г, лицевого счета осужденного, справки ГУ-ОПФР по Республике Коми от 16 декабря 2021г, от 31 января 2022г, справки заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 20 декабря 2021г, платежного поручения N 270104 от 21 декабря 2021г, справки главного бухгалтера от 14 декабря 2021г, проверив расчеты удержаний за питание и КБУ, установил, что, действительно, в августе 2021г. на счет ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми из ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми перечислены денежные средства Бицадзе Д.А. в размере 8 408, 88 руб. с пометкой "7 489, 02 рублей личные деньги, 919, 86 рублей региональная социальная доплата".
Пенсионные выплаты за август 2021г. поступили на счет ФКУ ИК- 31 в сентябре 2021г.
Всего в сентябре 2021г. поступило 32 710, 04 руб, в октябре 2021г. - 11 355, 02 руб, в ноябре 2021г. - 11 355, 02 руб.
При поступлении денежных средств из пенсионного органа производилось ежемесячное зачисление на лицевой счет Бицадзе Д.А. гарантированного минимума в размере 25% от сумм его дохода с последующим зачислением остатка пенсии после произведенных расчетов и удержаний в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных ФСИН России от 28 сентября 2012г. N 16/П-2722, а также Приказами врио начальника ФКУ ИК-31, которыми утверждены затраты на коммунально-бытовые услуги и расчет стоимости питания осужденных.
При этом в августе 2021г. удержания с денежных средств административного истца за питание и коммунально-бытовые услуги не производились, поскольку как отмечено выше, пенсия Бицадзе Д.А. за август поступила в сентябре 2021г.
ЕДВ за август 17 566, 14 руб, поступившая в сентябре, зачислена на лицевой счет Бицадзе Д.А. N3143 по поступлению в полном объеме без удержаний.
С учетом изложенного, в сентябре 2021г. с пенсии административного истца удержано за питание 3 723, 48 руб, коммунальные услуги - 1 659, 77 руб, зачислено на лицевой счет осужденного 27 326 79 руб.
В октябре 2021г. - удержано за питание 3 901, 93 руб, коммунальные услуги - 2 300 руб, зачислено на лицевой счет осужденного 5 153, 09 руб.
В ноябре 2021 года - удержано за питание 4 489, 65 руб, коммунальные услуги - 3 082, 30 руб, зачислено на лицевой счет осужденного 3 783, 07 руб.
Поскольку остатки пенсии за август, поступившей в сентябре, в размере 7 571, 95 руб. за сентябрь (после удержаний) - 2 188, 70 руб, были зачислены на лицевой счет Бицадзе Д.А. 22 сентября 2021г. и 12 октября 2021г. соответственно, в связи с чем, данные суммы не были отражены должностным лицом Исаковой Л.С. в ответе от 17 сентября 2021г.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, пенсия административного истца за август-сентябрь 2021г. (за вычетом расходов за содержание в исправительном учреждении 5 383, 25 руб.) в размере 27 326, 79 руб. в полном объеме перечислена на лицевой счет Бицадзе Д.А. N 3143 (17 566, 14 рублей (зачислены ФКУ ИК-31 на лицевой счет истца в сентябре) + 7 571, 95 руб. (зачислено 22 сентября 2021г.) + 2 188, 70 рублей (зачислено 12 октября 2021г.).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что последовательное зачисление пенсии и осуществление удержаний из пенсии прав административного истца не нарушает, поскольку они осуществлены в строгом соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в целях возмещения затрат государства на содержание лица, отбывающего наказание в учреждении пенитенциарной системы.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных требований.
Исходя из дат поступления денежных средств, их удержания, Бицадзе Д.А. предоставлены достоверные сведения по состоянию на 17 сентября 2021г.
Выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Бицадзе Д.А. являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 3 марта 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бицадзе Д.А. -без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 3 марта 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 октября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.