Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Кудрявцева И. В. - адвоката Давыденко А. А. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1466/2022, по административному исковому заявлению Кудрявцева И. В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу N 3 Плюсниной А. А..
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Кудрявцева И.В. - Давыденко А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Бердинских С.В. об оставлении без изменения состоявшихся по делу актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Кольской территориальной избирательной комиссии от 28 июня 2022 года N 59/360 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному округу N 3 на 11 сентября 2022 года.
Решением Кольской территориальной избирательной комиссии oт 04 августа 2022 года N 70/436 Плюснина А.А, выдвинутая региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Мурманской области, зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу N 3.
Решением Кольской территориальной избирательной комиссией от 05 августа 2022 года N 71/437 Кудрявцев И.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу N3.
Считая, что регистрация Плюсниной А.А. подлежит отмене, указал, что при выдвижении административного ответчика кандидатом в депутаты нарушен порядок такого выдвижения, предусмотренный Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Отметил, что из особого мнения члена Мурманской территориальной избирательной комиссии Могила В.В, выраженного при регистрации кандидата в депутаты Котяша И.Н, ему стало известно, что согласно пункту 18 Информации о посещении мероприятия по выдвижению кандидатов {списков кандидатов) усматривается, что на заседании Совета регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Мурманской области от 09 июля 2022 года не принималось решение о выдвижении кандидатов, в то время как в протоколе заседания от 09 июля 2022 года N 20 указано, что третьим вопросом повестки заседания Совета являлось выдвижение тайным голосованием кандидатов в депутаты. По результатам состоявшегося голосования кандидатами выдвинуты, в том числе, Котяш И.Н. и Плюснина А.А.
С учетом изложенного, административный истец просил суд отменить регистрацию Плюсниной А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района Шестого созыва по двухмандатному избирательному округу N 3.
В судебном заседании представители административного истца Давыденко А.А. и Осипов О.Б. дополнительно указали на нарушение процедуры тайного голосования, которое происходило без посещения специально отведенного для этого помещения, необходимость посещения данного помещения участникам голосования не разъяснялась, а также, что одним из участников голосования применен не предусмотренный Уставом политической партии и Законом способ голосования - заочное голосование.
В ходе судебного разбирательства произведена замена ненадлежащего административного ответчика - Кольской территориальной избирательной комиссии, на надлежащего - Плюснину А.А, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кольская территориальная избирательная комиссия и Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Мурманской области.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Кудрявцева И.В. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления представитель административного истца подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также, в данном случае, при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 33 указанного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные этим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе (пункт 1).
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий (пункт 2).
На территории Мурманской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-3MO "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований" (далее - Закон Мурманской области N 841-01-3MO).
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО выдвижение кандидатов, списка кандидатов политической партией, региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, в окружную избирательную комиссию, в частности решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении данного кандидата, оформленное в соответствии с требованиями пунктов 10 и 11 статьи 19 настоящего Закона (подпункт 1 пункта 4 статьи 19.1 Закона N 841- 01-ЗМО).
Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата является основанием для отказа в их регистрации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению, в том числе, кандидата зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае наличия вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л", "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Кольской территориальной избирательной комиссии от 28 июня 2022 года N 59/360 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному округу N 3.
На территории Мурманской области действует Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ? ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" (далее - региональное отделение политической партии), которое руководствуется в своей деятельности Уставом, утвержденным Съездом политической партии (последние изменения прошли регистрацию в уполномоченном органе 26 марта 2021 года).
На заседании Совета регионального отделения политической партии 09 июля 2022 года Плюснина А.А. выдвинута кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района Шестого созыва по двухмандатному избирательному округу N 3.
Решение Совета регионального отделения политической партии о выдвижении Плюсниной А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района оформлено протоколом от 09 июля 2022 года N 20.
Документы о выдвижении Плюсниной А.А. в качестве кандидата в депутаты, в том числе указанный протокол заседания Совета регионального отделения политической партии представлены в Кольскую территориальную избирательную комиссию 26 июля 2022 года.
Решением Кольской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2022 года N 70/436 Плюснина А.А,, выдвинутая региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Мурманской области, зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу 3.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-3MO "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации Плюсниной А.А. кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования, в связи с чем правильно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд правильно исходил из того, что кандидат Плюснина А.А. выдвинута уполномоченным Уставом политической партии органом в установленные законом сроки после начала избирательной кампании, процедура выдвижения кандидата в депутаты по итогам тайного голосования, вопреки доводам стороны административного истца, не нарушена.
Оснований не согласиться с законностью и обоснованностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом но результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела обоснованно признаны подлежащими отклонению на основании подробного анализа действующего законодательства.
Так, оценивая доводы о нарушениях при проведении мероприятия по выдвижению кандидата Плюсниной А.А, суд первой инстанции, учитывая, что порядок тайного голосования не регламентирован вышеприведенными нормативно-правовыми актами и Уставом политической партии, основываясь на материалах дела, в том числе на стенограмме аудиозаписи заседания Совета регионального отделения политической партии от 09 июля 2022 года, а также свидетельских показаниях, установив, что присутствующим членам Совета разъяснено о проведении тайного голосования по вопросу выдвижения кандидата, учитывая легитимность данного голосования (в голосовании приняли участие 8 членов Совета из 11, которые высказались "ЗА"), пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений порядка выдвижения кандидата.
Правильным является и вывод суда об ошибочности доводов административного истца о том, что Советом регионального отделения политической партии решение о выдвижении кандидата Плюсниной А.А. не принималось. Обоснованность данного вывода подтверждается информацией от 09 июля 2022 года, представленной председателем Кольской территориальной избирательной комиссии Кливанской М.М, протоколом Совета регионального отделения политической партии от 09 июля 2022 года N 20, а также показаниями свидетелей Волоцкова А.Н. и Севцовой Е.О, согласующимися между собой и иными доказательствами по делу.
Обоснованно отклонены судом первой инстанции и доводы административного истца о том, что протокол от 09 июля 2022 года N 20 содержит недостоверные сведения в части указания числа членов Совета регионального отделения политической партии, принявших участие в голосовании по выдвижению кандидатов, поскольку волеизъявление председательствовавшего на Совете Макаревича А.Г, выраженное в устной форме после объявления голосования, проводимого в открытой форме, подлежало учету с отражением данного обстоятельства в протоколе. Указанные выводы суда по существу не опровергнуты и в апелляционной жалобе.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции, обоснованно учтены положения пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку, как следует из материалов дела, на заседании Совета регионального отделения политической партии 09 июля 2022 года в качестве уполномоченного представителя Кольской территориальной избирательной комиссии присутствовала Кливанская М.М, являющийся председателем данной комиссии с правом решающего голоса.
Таким образом, об указанных в административном иске событиях избирательной комиссии было известно на дату принятия решения о регистрации Плюсниной А.А. кандидатом в депутаты, и потому они не являются вновь открывшимися обстоятельствами.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Кудрявцева И. В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кольского района шестого созыва по двухмандатному избирательному округу N 3 Плюсниной А. А, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кудрявцева И. В. - адвоката Давыденко А. А. - без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.