Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 мая 2022 года по административному делу N 2а-293/2022, по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимости и земельный участок под ним.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения заключение прокурора Поповой Е.В. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихвинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Тихвинский городской суд с иском к администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее также - Администрация, администрация МО Мелегежское сельское поселение) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости - здание Никольской часовни и земельный участок под ним, расположенные в "адрес" сельского поселения, об обязании провести мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на указанный объект недвижимости и земельный участок под ним.
В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанное здание находится в распоряжении Администрации при этом кадастровый учет здания и земельного участка под ним до настоящего времени не проведен, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности является нарушением положений Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приводит к неэффективному владению и использованию муниципального имущества, ограничивая возможность распоряжения им.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости и земельный участок под ним, расположенные в "адрес" сельского поселения - здание Никольской часовни ("адрес") и обязать Администрацию не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости и земельный участок под ним.
При рассмотрении дела судом первой инстанции административным ответчиком исковые требования признаны не были, в судебном заседании представитель административного ответчика сослался на то, что право муниципальной собственности на спорное здание возникло в силу закона, поэтому в соответствии с ч.2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права не обязательна, является правом Администрации, но станет обязательна для органа местного самоуправления при возникновении необходимости распоряжения зданием. Кроме того, удовлетворение иска повлечет ограничение конституционных прав ответчика на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектом недвижимости.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2022 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации МО Мелегежское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципального образования на объект недвижимости и земельный участок под ним, расположенные в "адрес" сельского поселения - здание Никольской часовни ("адрес"), обязал администрацию МО Мелегежское сельское поселение не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости и земельный участок под ним, расположенные в "адрес" сельского поселения - здание Никольской часовни ("адрес") (л.д. 27-32).
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Исходя из положений ст.50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона N 131- ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов.
Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (пункт 3 Порядка).
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества (п.4).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федерального закона N 218-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как следует из материалов дела, здание Никольской часовни, расположенное в "адрес" сельского поселения Тихвинского муниципального района Ленинградской области находится в реестре муниципальной собственности. В результате надзорных мероприятий прокуратурой установлено, что здание и земельный участок под ним не поставлены на кадастровый учет, регистрация права муниципальной собственности на здание и земельный участок под ним не произведена. Административный ответчик в суде первой инстанции указанные обстоятельства не отрицал.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и земельного участка, занятого объектом недвижимости, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных на Администрацию полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и нарушение прав муниципального образования на эффективное владение и пользование муниципальным имуществом, отсутствие ограничения на распоряжение им.
Доводы административного ответчика о том, что постановка объекта недвижимости и земельного участка под ним на кадастровый учет не может влиять на функционирование, обеспечение сохранности и содержания указанного объекта, судом правомерно отклонен, как противоречащий требованиям законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с ним на на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ являются земельные участки.
В соответствии со ст.ст. 39.9, 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 51 Федерального закона N 131-Ф3 органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, следует вывод о том, что постановка на кадастровый учет объектов недвижимости и расположенных под ними земельных участков, а также оформление права собственности является обязательным.
Срок, заявленный Тихвинским городским прокурором, суд счел разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 мая 2022 года по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект недвижимости и земельный участок под ним, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 мая 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.