Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н, судей Шевчук Т.В. и Бабеншевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-144/2022 по иску прокурора Никольского района Вологодской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Кожаевская основная общеобразовательная школа", администрации Никольского муниципального района Вологодской области об устранении нарушений требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны
по кассационной жалобе администрации Никольского муниципального района Вологодской области на решение Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Никольского района Вологодской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Кожаевская основная общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Кожаевская ООШ", школа), администрации Никольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности в срок до 30 марта 2024 года устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) с инвентарным номером N, расположенного в здании по адресу: "адрес", а именно: приобрести и установить аварийные емкости (баки) для питьевой воды; провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО; провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО; привести внутреннюю отделку стен помещений, внутреннюю отделку полов помещений защитного сооружения в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства; провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах; обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО; привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.
Требования мотивированы тем, что защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям и не готово в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Решением Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 августа 2022 г, исковые требования прокурора Никольского района Вологодской области к МБОУ "Кожаевская ООШ", администрации Никольского муниципального района Вологодской области об устранении нарушений требований законодательства удовлетворены.
На МБОУ "Кожаевская ООШ", администрацию Никольского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 30 марта 2024 года устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) с инвентарным номером N, расположенного в здании по адресу: "адрес", а именно: приобрести и установить аварийные емкости (баки) для питьевой воды; провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;привести внутреннюю отделку стен помещений, внутреннюю отделку полов помещений защитного сооружения в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства; провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах; обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО; привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.
В кассационной жалобе администрация Никольского муниципального района Вологодской области судебные постановления просила отменить как незаконные.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьев С.А.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, указавшего на отсутствие оснований к удовлетворению кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и возражения на неё, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений права в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: "адрес", является муниципальное образование "Никольский муниципальный район" Вологодской области. Здание передано МБОУ "Кожаевская ООШ" на праве оперативного управления 18 мая 2009 года.
21 сентября 1994 года заполнен паспорт N-20 противорадиационного укрытия, утвержденный заведующим отделом по делам культуры Никольского муниципального района 15 ноября 2006 года по согласованию с заведующим отделом по делам ГО ЧС Никольского муниципального района 15 ноября 2006 года (л.д.14, 15).
Как следует из информации, содержащейся с письме заместителя начальника Главного управления (по гражданской обороне и защите населения) начальника управления гражданской обороны и защиты населения от 18 февраля 2022 года N ИВ-128-3313 защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 844-36 поставлено на учет на основании ранее действовавшего законодательства СССР, правообладателем указанного ЗС ГО по сведениям журнала учета является МБОУ "Кожаевская ООШ" (л.д.12, 13).
Согласно паспорту противорадиационного укрытия ЗС ГО принадлежит МБОУ "Кожаевская ООШ", дата приемки в эксплуатацию - 01 сентября 1988 года, расположение убежища - подвальное помещение двухэтажного здания школы.
09 февраля 2009 года между муниципальным образованием "Никольский муниципальный район" и МОУ "Кожаевская ООШ" заключен договор, по условиям которого за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, находящее в муниципальной собственности, для достижения целей и выполнения задач, определенных положением.
Из акта N 1 приема-передачи основных средств от 09 февраля 2009 года следует, что в эксплуатацию МОУ "Кожаевская ООШ" передается, в том числе, помещение N 1, занимаемое школой, состоящее из нежилых комнат с 1 по 13, с 32 по 35 с подвальным помещением, расположенное на первом этаже двухэтажного кирпичного нежилого здания по адресу: "адрес".
В целях проверки соблюдения нормативно-правовых актов, а при наличии оснований - принятия мер прокурорского реагирования прокурором Никольского района 10 марта 2022 года принято решение о проведении проверки МБОУ "Кожаевская ООШ" на предмет исполнения требований Закона N 28-ФЗ, приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, срок проверки установлен с 10 марта 2022 года по 08 апреля 2022 года.
В связи с принятым выше решением прокуратурой Никольского района совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДиПР) по Никольскому и Кичменгско-Городецкому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Вологодской области проведена проверка исполнения МБОУ "ОШИ с ОВЗ" условий содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером N 844-36, расположенного в здании по адресу: "адрес", в ходе которой установлено следующее:
в нарушение требований пунктов 3.2.21, 6.1.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют аварийные емкости (баки) для питьевой воды;
в нарушение требований пункта 5.2.1, таблицы 3 пункта 5.2.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 в ЗС ГО не проводятся текущие ремонты строительных конструкций с установленной периодичностью;
в нарушение требований пункта 5.2.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 в ЗС ГО не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет, при масляной окраске - не более 5 лет, при известковой окраске - не более 3 лет; не производится окраска помещений общего пользования 1 раз в год;
в нарушение пунктов 3.2.8, 3.5.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 в ЗС ГО частично внутренняя отделка стен помещений защитного сооружения произведена из сгораемых (горючих) строительных изделий и материалов (деревянная вагонка);
в нарушение пунктов 4.1.1, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 не проводятся ежегодные осмотры ЗС ГО, не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах:
в нарушение пункта 6.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 ЗС ГО не обозначен путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
в нарушение подпункта "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", в ЗС ГО эксплуатируется 1 светильник со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренными конструкцией.
В ходе ранее проведенной проверки в 2021 года прокурором района 01 ноября 2021 года в адрес директора МБОУ "Кожаевская ООШ" выносилось представление с целью побуждения должностных лиц МБОУ "Кожаевская ООШ" принять меры к приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями, предъявляемых для приема граждан.
Результаты надзорных мероприятий в 2022 году показали, что МБОУ "Кожаевская ООШ" каких-либо мер, направленных на осуществление подготовки к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приёму укрываемых, не принято, о чем также свидетельствуют выявленные многочисленные нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями статей 1, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309), Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, которым утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, оценив представленные суду доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует предъявляемым требованиям и не готово к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом указал, что обязанность по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны должны нести МБОУ "Кожаевская ООШ" и администрация Никольского муниципального района Вологодской области, исходил из того, что собственником нежилого помещения является муниципальное образование "Никольский муниципальный район", а согласно договору от 09 февраля 2009 года муниципальное образование "Никольский муниципальный район" на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления по акту приема-передачи имущества от 09 февраля 2009 года передало МБОУ "Кожаевская ООШ" в эксплуатацию недвижимое имущество, расположенное по адресу: "адрес", право оперативного управления зарегистрировано за МБОУ "Кожаевская ООШ" 18 мая 2009 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно статье 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия.
В соответствии с пунктом 8 названного Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно положениям пункта 10 Порядка N 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка N 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка N 1309).
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учёт ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил N 583).
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В силу указанных Правил N 583 оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается.
Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона (пункт 3.2.8); аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (пункт 3.2.21); запрещается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений (пункт 3.5.3); оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации; ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО (пункт 4.1.1); руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4); в состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО должны включаться подготовленные инженерно- технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО; председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик (пункт 4.1.5); результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении N 13; при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении N 14; кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение N 7) (пункт 4.1.6); в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный; к текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа
путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации; к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов; при текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается; ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки (пункт 5.2.1); окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет; окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год; окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год (пункт 5.2.3); мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в том числе, оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды (пункт 6.1.1); обозначению подлежат все ЗС ГО; обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО (пункт 6.2.1).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, на объектах защиты запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
Доводы кассационной жалобы о неправильной оценке судом доказательств выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы, направленные на иную правовую оценку установленных судами обстоятельств и толкование норм права, подлежащих применению к правоотношениям сторон, являются субъективным мнением ответчика и основаниями к отмене судебных постановлений не являются.
Доводы кассационной жалобы относительно высокой стоимости мероприятий, исполнение которых на ответчика возложил суд, не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения указанной обязанности, соответственно, не являются основаниями для отмены судебных постановлений.
Доводы заявителя о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, были предметом всесторонней проверки и оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены со ссылками на нормы материального права.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объёма доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Никольского районного суда Вологодской области от 27 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Никольского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.