Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А.
судей Рогачёвой Ю.А, Красновой Н.П.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Казань" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 1 декабря 2021 года N 432-89/тэ-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Казань" "Менделеевский" потребителям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2018 года N 5-86/тэ", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - Биккининой Ч.А, представителей административного истца - Саурова К.А. Мухамадеевой О.А, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 14 декабря 2018 года N 5-86/тэ, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2018 года за N 5290, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2018 года, установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром теплоэнерго Казань" "Менделеевский" потребителям, на 2019-2023 годы с календарной разбивкой согласно приложению 1 к данному постановлению.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 1 декабря 2021 года N 432-89/тэ-2021 в приложение 1 к вышеприведенному постановлению от 14 декабря 2018 года N 5-86/тэ внесены изменения, оно изложено в новой редакции, в том числе, в Менделеевском муниципальном районе Республики Татарстан показатель одноставочного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом ООО "Газпром теплоэнерго Казань" "Бавлинский", определен:
потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - в размере 1595, 21 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 1694, 10 рубля за Гкал;
населению (с учетом налога на добавленную стоимость) в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - в размере 1914, 25 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 2032, 92 рубля за Гкал (вид теплоносителя - вода).
Приведенное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 13 декабря 2021 года за N 8931, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 13 декабря 2021 года.
ООО "Газпром теплоэнерго Казань" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 1 декабря 2021 года N 432-89/тэ-2021, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
По мнению административного истца, установленные оспариваемым постановлением тарифы на 2022 год не являются экономически обоснованными, поскольку Госкомитет при их расчете неверно не включил в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) организации заявленную расчетную предпринимательскую прибыль.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 1 декабря 2021 года N 432-89/тэ-2021 "О корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Казань" "Менделеевский" потребителям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14 декабря 2018 года N 5-86/тэ".
В апелляционной жалобе и дополнением к ней административный ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представители административного истца просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7, статьей 8 Закона о теплоснабжении установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.2.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 9 названного закона одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ).
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также РПП регулируемой организации.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, что административным ответчиком при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 - 2023 годы РПП учтена в нулевом размере, хотя фактически заявлялась регулируемой организацией.
По мнению тарифного органа, РПП включается в необходимую валовую выручку в начале долгосрочного периода регулирования и в последующие годы не корректируется, в связи с чем указанная величина не включена в НВВ при расчете тарифов на 2022 год.
Однако согласно определению, изложенному в пункте 2 Основ ценообразования, РПП регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении НВВ регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов РПП регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ.
РПП регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации РПП устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования, в связи с чем вывод о том, что данный показатель фактически является долгосрочным параметром регулирования, является неправильным.
Доводы административного ответчика о том, что РПП не была заявлена ни при установлении базового периода на долгосрочный период регулирования, ни при установлении (корректировки) тарифов на 2022 год несостоятельны, так как судом первой инстанции надлежащим образом применены нормы материального права, представленные документальные сведения и сделан правильный вывод о том, что расчет суммы РПП был заявлен административным истцом как при установлении базового периода на долгосрочный период регулирования, так и при установлении (корректировке) тарифов на 2022 года.
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, учитывая отсутствие в экспертном заключении какого-либо обоснования отказа во включении РПП в состав НВВ, Комитет должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы (пояснения) по данному вопросу. Указанное подтверждается направлением ООО "Газпром теплоэнерго Казань" в адрес административного ответчика 3 декабря 2021 г, то есть до регистрации и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, пояснений по спорному вопросу, названное как особое мнение относительно невключения РПП в состав НВВ.
Осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке документов, в том числе по статье "расчетная предпринимательская прибыль", тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
В целом доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела по существу, получившую надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, и отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое постановление Госкомитета от 1 декабря 2021 г. N 432- 89/тэ-2021 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.