Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Луговского Максима Сергеевича, действующего в интересах администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу УНД и ПР ГУ МЧС от 3 марта 2022 года N 67, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 мая 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 6 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору-начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу УНД и ПР ГУ МЧС от 3 марта 2022 года N 67, администрация муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - администрация МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 мая 2022 года постановление должностного лица от 3 марта 2022 года изменено, размер административного наказания снижен до 100 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 6 июля 2022 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменены, размер штрафа снижен до 75 000 рублей, в остальной части акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Луговской М.С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении администрация МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения административной к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 названного Закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130).
Согласно пункту 42 СП 8.13130 для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (пункт 8.9 СП 8.13130).
Как следует из материалов дела 2 февраля 2022 года в 02 часа 07 минут в хозяйственной постройке (дровник) расположенной по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Чебеньки, ул. Первомайская д. 24, произошел пожар в ходе тушения которого установлено, что с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием, расстояние от места пожара до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант) расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Чебеньки, ул. Терешковой д. 17 "а" составляет более 200 метров, а именно: 360 метров.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения администрации постановлением должностного лица к административной ответственности по вышеуказанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышестоящие судебные инстанции с выводами должностного лица согласились.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица и предыдущих судебных инстанций о наличии в действиях администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние администрация МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области верно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания проверены судебными инстанциями с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были предметом рассмотрения, отклонены по основаниям, подробно изложенным в судебных актах, не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не установлено.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник в обоснование незаконности постановления должностного лица и судебных актов указывает, что имеются основания для прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в 2021 году глава администрации обращался в совет депутатов для включения в проект бюджета на 2022 год денежных средств для соблюдения требований пожарной безопасности. Совершенное администрацией правонарушение является малозначительным.
Следует признать, что все доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа, они являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и второй инстанций инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не имеется.
Доводы жалобы заявителя свидетельствуют о субъективном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленности и доказанности тех обстоятельств, что у администрации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 этого Кодекса).
При этом недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения нормативно установленных требований. Допущенные администрацией нарушения норм пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией нормы с применением пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.
Ходатайство о приостановлении исполнения постановления главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу УНД и ПР ГУ МЧС от 3 марта 2022 года N 67, заявленное одновременно с настоящей жалобой, судьей Шестого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрению не подлежит, поскольку согласно части 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу УНД и ПР ГУ МЧС от 3 марта 2022 года N 67, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 мая 2022 года (измененное решением судьи Оренбургского областного суда от 6 июля 2022 года), решение судьи Оренбургского областного суда от 6 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, оставить без изменения, жалобу защитника Луговского Максима Сергеевича, действующего в интересах администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.