Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вагапова Р.К, судей Герасимова Н.В, Попова О.В, при секретаре судебного заседания Сычовой А.А, с участием:
осужденного Кудряшова В.А, защитника - адвоката Селюковой Е.М, прокурора Снигирь Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кудряшова В.А. на приговор Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К, изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений в отношении Кудряшова В.А, доводы кассационной жалобы, поступивших возражений, выступления осужденного Кудряшова В.А, защитника - адвоката Селюковой Е.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Снигирь Е.А. об оставлении судебных решений без изменений, судебная коллегия
установила:
по приговору Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 г, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июня 2022 г, Кудряшов В.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, судимый Кумертауским городским судом Республики Башкортостан:
- 21 апреля 2011 г. по ч. 3 ст. 30 п. "а" ч. 2 ст. 161, п. "а" ч. 2 ст. 161 (4преступления), ч. 4 ст. 150 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
- 1 сентября 2011 г. по п. "в" ч. 2 ст. 158, п.п. "в, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ, на основании ч.ч. 2, 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 21 апреля 2011 г.) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (освобожден 29 декабря 2015 г. по постановлению суда от 16 декабря 2015 г. условно-досрочно на неотбытый срок 2 года 1 месяц 24 дня), осужден к лишению свободы по:
- ч. 1 ст. 158 УК РФ на срок 1 год;
- ч. 1 ст. 105 УК РФ на срок 12 лет 6 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено Кудряшову В.А. наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев.
В соответствии со ст. 53 УК РФ на Кудряшова В.А. возложены обязанности и ограничения, указанные в приговоре.
Срок наказания в виде лишения свободы исчислен со дня вступления приговора в законную силу, зачтено в срок наказания время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу из расчета 1 день содержания под стражей за 1 день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Кудряшов В.А. осужден за совершение убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку; кражу, то есть тайное хищение чужого имущества.
Преступления совершены осужденным в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Кудряшов В.А. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными. Указывает на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела. Отмечает, что в ходе предварительного расследования вину признал, оговорив себя под психическим и физическим давлением со стороны сотрудников полиции. Обращает внимание, что допрошенный в ходе судебного заседания эксперт А пояснил, что телесные повреждения потерпевшей должны были вызвать обильное струйное кровотечение из поврежденной сонной артерии, однако в протоколе осмотра места обнаружения трупа следов крови не обнаружено. Полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о его невиновности, поскольку убийство было совершено в ином месте. Просит приговор отменить, направить дело на новое судебное рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу Белебеевский межрайонный прокурор Данилов А.А. просит судебные решения оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие возражения, заслушав выступления участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений судом при рассмотрении дела не допущено.
Обвинительный приговор в отношении Кудряшова В.А. соответствует требованиям ст. ст. 304, 307 - 309 УПК РФ. В нем содержится описание преступных деяний, признанных судом доказанными, приведены доказательства, исследованные в судебном заседании и оцененные судом, на которых основаны выводы суда о виновности осужденного, мотивированы выводы относительно квалификации преступлений и назначения наказания.
Как следует из приговора, фактические обстоятельства совершения осужденным Кудряшовым В.А. инкриминированных преступлений установлены судом на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, в частности по эпизоду хищения имущества у Я: показаниями осужденного Кудряшова В.А. о том, что в один из дней "данные изъяты" г. он, уходя из квартиры Я, увидел лежащий на подоконнике налобный фонарь, который незаметно положил к себе в карман; показаниями потерпевшего Я о том, что после ухода из его дома Кудряшова В.А, он обнаружил пропажу фонарика и телефона; показаниями свидетеля Е, сожительницы Я, давшей показания аналогичные показаниям потерпевшего Я; протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у Кудряшова В.А. изъят мобильный телефон марки " "данные изъяты""; протоколом осмотра жилого дома по месту жительства осужденного, в ходе которого обнаружен и изъят налобный фонарик; протоколом предъявления предмета для опознания от ДД.ММ.ГГГГ в ходе которого потерпевший Я опознал принадлежащие ему мобильный телефон и налобный фонарик; справкой независимого оценщика об установлении стоимости похищенных у потерпевшего предметов в размере "данные изъяты"
Виновность Кудряшева В.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности:
- показаниями осужденного, данными в ходе предварительного расследования, из которых следует, что в ходе распития совместно с Л спиртных напитков у них произошла ссора, из-за которой у Кудряшова В.А. возникли личные неприязненные отношения к Л, в связи с чем у него возник умысел на убийство последней. Проследив за ней, возле здания почты он нанес ей около 6-7 ударов деревянным штакетником в область головы и лица. Затем затащил в заброшенное помещение рядом с зданием почты, где решилсбросить ее в погреб. Так как он испугался быть пойманным, то решилскрыть следы преступления, обезобразив лицо Л Он сходил к потерпевшей домой, откуда взял тарелку и вернулся обратно. Там он разбил тарелку об кирпич и оставшейся частью тарелки стал полосовать Л лицо и шею. Всего он нанес около 8 ударов, которые были из стороны в сторону. В момент нанесения ударов некоторое время потерпевшая Леонова стонала, но потом утихла. Далее он скинул ее в люк, после этого он стал сбивать на снегу свои следы и следы волочения, на тропе ее кровь засыпал снегом. Аналогичные показания Кудряшов В.А. изложил в протоколе явки с повинной, данной сразу после его первого допроса, а также подтвердил в ходе их проверки на месте;
- протоколами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ заброшенного склада возле отделения почтовой связи "данные изъяты"" по адресу: "адрес", в ходе которого в подвальном помещении обнаружен труп Л с признаками насильственной смерти;
- заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что представленная на исследование колото-резаная рана на препарате кожи из области шеи справа от трупа Л, а также повреждения в виде насечек на теле и поперченном отростке фрагмента 2 грудного позвонка справа, которые соединены единым раневым каналом, могли образоваться при воздействии фрагмента тарелки, изъятой с места происшествия (помещения склада), либо другим колюще-режущим орудием с аналогичными групповыми признаками. Резаная рана на препарате кожи из области левой кисти от трупа Л могла образоваться при воздействии одного из фрагментов тарелок представленных на экспертизу, изъятых с того же места происшествия, либо другим режущим орудием с аналогичными групповыми признаками. Возможность образования вышеуказанных, ранений и насечек представленными фрагментами шифера, изъятыми там же, маловероятна;
- заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N из которого следует, что на куртке, изъятой у Кудряшова В.А, обнаружена кровь, которая произошла в результате смешения крови Л и Кудряшова В.А. На штанах, изъятых у Кудряшова, обнаружена его же кровь. На шапке, изъятой в ходе осмотра помещения склада, обнаружена кровь Л;
- заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N согласно которому при судебно-медицинском исследовании трупа Л обнаружено телесное повреждение в виде колото-резаного проникающего ранения шеи с повреждением по ходу раневого канала мягких тканей шеи, правой грудино-ключичнососцевидной мышцы, правой общей сонной артерии, правой внутренней яремной вены, правой передней лестничной мышцы, правой длинной мышцы шеи, пристеночной плевры, тела 2 грудного позвонка, осложнившееся острой обильной кровопотерей. Данное повреждение причинило тяжкий вред здоровью и состоит в прямой причинной связи со смертью. Характер и свойства обнаруженных трупных явлений свидетельствует о том, что смерть могла наступить ДД.ММ.ГГГГ Кроме этого при исследовании трупа обнаружены не состоящие прямой причинной связи со смертью телесные повреждения: кровоподтеки и ссадины на лице, кровоизлияния в мягких тканях головы и лица, кровоизлияния в склеру правого и левого глаза, кровоподтеки в лобковой области, кровоподтеки на правом предплечье, ссадины и кровоподтек на левой голени, которые возникли в течение 3 суток до момента наступления смерти; резаные раны на лице, резаная рана на 1 пальце правой кисти, резаная рана в области 1 межпальцевого промежутка левой кисти, резаная рана на тыле левой кисти, которые возникли от 6 воздействий остро-режущим предметом незадолго до смерти;
- показаниями эксперта А о том, что обнаруженное на трупе телесное повреждение, от которого наступила смерть, является прижизненным. Возможность образования на трупе телесных повреждений в виде кровоподтеков и ссадин на лице, кровоизлияний в мягких тканях головы и лица, кровоизлияний в склеру правого и левого глаза, кровоподтеков в лобковой области, кровоподтеков на правом предплечье, ссадин и кровоподтека на левой голени, ДД.ММ.ГГГГ не исключается. Возможность образования телесных повреждений от воздействия штакетником не исключается; каких-либо колотых ран на теле потерпевшей, которые могли образоваться от воздействия гвоздем, не обнаружено.
Собранным по делу и исследованным в судебном заседании доказательствам суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. ст. 87 - 88 УПК РФ с точки зрения относимости и допустимости, а в совокупности признал их достаточными для разрешения дела по существу. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает. Основания, по которым доказательства признаны допустимыми и достоверными и положены в основу приговора, судом мотивированы.
Доводы осужденного о даче им показаний в ходе предварительного расследования под давлением сотрудников полиции являлись предметом проверки в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции и своего подтверждения не нашли. Согласно материалам дела, в ходе предварительного расследования по делу Кудряшов В.А. давал показания лично, в присутствии защитника - адвоката, после разъяснения ему прав, в том числе об использовании его показаний в качестве доказательств по делу, при этом от осужденного каких-либо замечаний не поступало, в том числе и при совместном с адвокатом ознакомлении с материалами уголовного дела. В правоохранительные органы с заявлениями об оказании психологического давления и недозволенных методов ведения следствия осужденный не обращался, что указывает на избранный им способ защиты.
Показания осужденного, данные в ходе предварительного расследования, содержат многочисленные детали и подробности, которые могли быть известны лишь непосредственному участнику описанных в них событий, суд наряду с другими исследованными в суде доказательствами обоснованно положил в основу обвинительного приговора, так как они взаимосвязаны, дополняют друг друга, подтверждаются объективными письменными доказательствами, в частности, протоколами осмотра места происшествия, осмотра предметов, заключениями экспертов. Каких-либо противоречий в показаниях потерпевших и свидетелей, которые бы поставили под сомнение достоверность изложенной информации по имевшим место событиям не установлено. Данных об оговоре потерпевшими и свидетелями осужденного из материалов дела не усматривается.
Оснований ставить под сомнение заключения судебно-медицинских экспертиз не имеется, поскольку экспертизы проведены компетентными специалистами, обладающими специальными познаниями в области судебной медицины, научно обоснованы.
Пояснения эксперта А о возможности обильного кровотечения из артерии Л носили вероятностный характер и не влияют законность и обоснованность экспертного заключения.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Как видно из протокола судебного заседания, суд обеспечил равноправие сторон, принял предусмотренные законом меры по реализации сторонами принципа состязательности и создал все необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все заявленные сторонами ходатайства, судом разрешены в установленном законом порядке, с учетом мнений сторон, данные решения надлежащим образом мотивированы, являются обоснованными и приняты в соответствии с требованиями закона.
Исходя из фактически установленных обстоятельств дела, действия осужденного Кудряшова В.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 158 и ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности, наличия приведенных в приговоре смягчающих наказание обстоятельств и отягчающего наказание обстоятельства - рецидив преступлений, который применительно к преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 105 УК РФ является опасным, влияния наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Назначенное Кудряшову В.А. наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступлений, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного, как видно из приговора, не установлено, оснований для признания в качестве таковых имеющихся смягчающих наказание обстоятельств, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, не усматривается.
Все юридически значимые для назначения наказания обстоятельства судом учтены, оснований для смягчения ему наказания в кассационном порядке не усматривается.
Суд обоснованно не усмотрел оснований для применения к осужденному положений ч. 6 ст. 15, ст. ст. 64, 73, ч. 3 ст. 68 УК РФ, надлежаще мотивировав свои выводы. Не находит таких оснований и суд кассационной инстанции.
Вид исправительного учреждения - исправительная колония строго режима, осужденному определен судом с соблюдением требований п. "в" ч. 1 ст.58 УК РФ.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд в соответствии со ст.389.9 УПК РФ проверил законность, обоснованность и справедливость приговора, дал надлежащую оценку всем изложенным в апелляционных жалобах доводам, изложив в определении мотивы принятого решения. Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела и влекущих отмену или изменение судебных решений, по данному уголовному делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13 - 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 июня 2022 г. в отношении Кудряшова В.А. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Кудряшова В.А. - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.