Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.
судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 19 сентября 2022 года кассационную жалобу Васильевой Ларисы Михайловны, Григорьевой Тамары Петровны, Романовой Тамары Ивановны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года по административному делу N 3а-322/2022 по административному исковому заявлению Васильевой Л.М, Григорьевой Т.П, Романовой Т.И, Арефьевой А.М, Егорова А.А, Зотова С.Б, Медведева В.В, Ивукова К.А, Пархейкина М.Н, Капраловой Л.Г, Балашенкова А.Н, Леникова И.Ю, к Главе Чувашской Республики о признании недействующими в части Указа N 93 от 29 июня 2021 года и Указа N 166 от 20 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов и кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Медведева В.В, Арефьевой А.М, Пархейкина М.Н, Григорьевой Т.П, Васильевой Л.М, возражения представителя администрации главы Чувашской Республики по доверенности Егоровой Н.Ф, представителя Минэкономразвития Чувашской Республики по доверенности Марковой Е.В. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунов В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
28 марта 2020 года в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики Главой Чувашской Республики приняты: Указ N 84 "О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (утративший к настоящему времени силу), Указ от 3 апреля 2020 года N 92 "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики".
Последний (Указ N 92 от 3 апреля 2020 года) признан утратившим силу- в связи с изданием Указа от 20 июня 2020 года N 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики".
29 июня 2021 года Главой Чувашской Республики принят Указ N 93 "О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166".
Административные истцы обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения, просили признать недействующим с момента опубликования Указ Главы Чувашской Республики от 29 июня 2021 года N 93 "О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166" (далее - Указ N 93) в части разделения (дискриминации) граждан на территории Чувашии по признаку наличия у них сертификата о прохождении вакцинации от COVID-2019 или документа, подтверждающего результат лабораторного исследования материала на COVID-2019.
Также просили признать недействующими с момента опубликования все последующие Указы Главы Чувашской Республики по внесению изменений в пункт 5.1 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166, в том числе последнюю действующую редакцию.
В основание заявленных требований административные истцы указали, что 29 июня 2021 года Главой Чувашской Республики Николаевым О.А. издан Указ N 93, которым внесены изменения в пункт 5.1 Указа от 20 июня 2020 года N 166 в той части, что названными изменениями внесены ограничения для посещения гражданами объектов общественного питания, в которых у всех работников, посетителей и иных лиц, находящихся в помещениях объектов общественного питания (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) предполагается наличие одного из следующих документов:
-сертификата о прохождении вакцинации от COVID-19, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ra) либо в мобильном приложении Госуслуги "СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
-документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до предъявления, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина.
Административные истцы полагали, что Указ N 93 в оспариваемой части противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, содержит дискриминационные нормы, умаляющие и унижающие личность человека, ограничивающие его права и свободы.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2021 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований административных истцов отказано.
В кассационной жалобе административные истцы, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права. Авторы кассационной жалобы утверждают, что судами не дана надлежащая правовая оценка заявленным им доводам, а приведённые в обжалуемых судебных актах выводы судов не соответствуют нормам права, регулирующим спорные отношения.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Материалами дела установлено, что 20 июня 2020 года временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики принят Указ N 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики".
Пунктом 14 Указа N 166 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.
29 июня 2021 года Главой Чувашской Республики принят Указ N 93 "О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166".
29 июня 2021 года Указ N 93 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики http://www.cap.ru; на официальном интернет-портале правовой информации" (wvvav.pravo.gov.ru). Указ опубликован 30 июня 2021 года, в газете "Вести Чувашии" - 9 июля 2021 года в N 25 (1750).
Пунктом 2 Указа N 93 предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Данным Указом N 93 в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики" внесены изменения в пункт 5.1 следующего содержания:
дополнить новым абзацем двадцать шестым следующего содержания:
"недопущение оказания услуг общественного питания в период с 1 до 6 часов по местному времени, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами объектов общественного питания и оказания услуг общественного питания на объектах придорожного сервиса;";
абзацы двадцать шестой - тридцать восьмой считать соответственно абзацами двадцать седьмым - тридцать девятым;
абзац тридцать девятый считать абзацем сороковым и изложить его в следующей редакции:
"Данные условия не распространяются:";
дополнить абзацами следующего содержания:
"на объекты общественного питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии с настоящим Указом;
на объекты общественного питания, являющиеся свободными COVID- 19 зонами при соблюдении следующих условий:
1) наличие у всех работников, посетителей и иных лиц, находящихся в помещениях объектов общественною питания (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет), одного из следующих документов:
сертификата о прохождении вакцинации от COVID-19, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде; документа, удостоверяющего личность такого гражданина; документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за 3 календарных дня до предъявления, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
2) оформление декларации по форме согласно приложению N 4 к настоящему Указу на официальном сайте Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
С 1 по 21 июля 2021 года на объектах общественного питания, являющихся свободными от COVID-19 зонами при соблюдении условий, указанных в абзацах сорок третьем - сорок шестом настоящего пункта, приостановить оказание услуг по организации зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе дискотек, ночных клубов в закрытых помещениях";
дополнить приложением N 4 к Указу согласно приложению к настоящему Указу.".
Указом Главы Чувашской Республики N 167 от 11 октября 2021 года в Указ N 166 от 20 июня 2020 года внесены изменения следующего содержания:
"абзац сорок пятый изложить в следующей редакции:
"сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать сертификат о вакцинации COVID-19 (далее - QRкод сертификата вакцинации COVID-19), либо справки медицинской организации о проведенной профилактической прививке против COVID-19, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
дополнить новым абзацем сорок седьмым следующего содержания:
"документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;"
абзац сорок седьмой считать абзацем сорок восьмым".
Указ Главы Чувашской Республики N 167 от 11 октября 2021 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики http://www.cap.ru 11 октября 2021 года; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Указ опубликован 13 октября 2021 года; в N 40 газеты "Вести Чувашии" опубликован 15 октября 2021 года.
В пункте 2 Указа предусмотрено, что он вступает в силу с 11 октября 2021 года.
В последующем, Указом Главы Чувашской Республики N 185 от 5 ноября 2021 года, помимо иных изменений, введенных Указом N 93 в абзац 26 пункта 5.1 Указа N 166 внесены изменения, и слова "в период с 1 до 6 часов" заменены словами "в период с 23 до 6 часов".
5 ноября 2021 года Указ N 185 опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики http://www.cap.ru; на официальном интернет- портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) Указ опубликован 9 ноября 2021 года, а в N 44 газеты "Вести Чувашии" - опубликован 12 ноября 2021 года.
Пунктом 2 Указа N 185 предусмотрено, что он вступает в силу с 8 ноября 2021 года.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Глава Чувашской Республики принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Отклоняя доводы о несоответствии Указа Главы Чувашской Республики N 93 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о нарушении прав, свобод и законных интересов административных истцов, суды сделали вывод о том, что установленные оспариваемым актом ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека и гражданина, поскольку они согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения и предотвращения распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов обеих инстанций являются правильными, поскольку они основаны на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах, а оснований для отмены судебных актов не имеется.
Так, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 2 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 данного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вводить ограничения, которые обязаны соблюдать граждане в соответствии со статьей 19 данного Закона, согласно которой граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 этого Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
На территории Чувашской Республики принят и действует Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 года N 7 "О защите населения и территории Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Закон Чувашской Республики N 7), регулирующий отношения в области защиты населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии со статьей 6 Закон Чувашской Республики N 7, Глава Чувашской Республики: принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики (статья 68 Конституции Чувашской Республики), принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
Распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года N 113-рг в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики с 18 марта 2020 года до особого распоряжения введен режим повышенной готовности.
Разделом IV Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)", которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, которые включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, суды верно сделали вывод, что оспариваемые Указы Главы Чувашской Республики принимались в пределах предоставленных ему полномочий.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П, введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных - как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям - эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. Подтвердив право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), федеральный законодатель вправе был полагать, что определение таких мер в условиях пандемии, неравномерно протекающей в разных регионах страны, гораздо эффективнее может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь органы власти субъектов Российской Федерации, участвуя в рамках единой государственной политики в данных отношениях, были вправе предусмотреть адекватные способы эффективного решения возложенных на них задач с учетом территориального и временного характера их действия, не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при. Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COViD-2019", от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Проверяя оспариваемые нормы на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды обоснованно пришли к выводу об их соответствии требованиям Федерального закона N 68-ФЗ, Федерального закона N 52-ФЗ.
Временное введение на территории Чувашской Республики обязанности предъявления при посещении мест общественного питания QR-кода, или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо теста ПЦР, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию, направлено на предупреждение возникновения развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Чувашской Республики и тем самым направлено на обеспечение реализации защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Чувашской Республики.
Объем ограничительных мероприятий пересматривается по мере изменения эпидемиологической обстановки на территории Чувашской Республики. Так, Указом Главы Чувашкой Республики от 29 июня 2021 года N 93 внесены изменения в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 116 в пункт 5.1 данного Указа Главы Чувашской Республики, где, в частности, указано о недопущении оказания услуг общественного питания в период с 23 до 6 часов по местному времени, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами объектов общественного питания и оказания услуг общественного питания на объектах придорожного сервиса; разрешено посещение мест общественного питания, являющимися свободными COVID-19 зонами при предъявления сертификата о вакцинации, или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Судами установлено, что совокупность введенных Указом Главы Чувашской Республики N 93 ограничительных мер, включая меры, которые оспариваются административными истцами, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о том, что введенные Указами Главы Чувашской Республики N 93 и 116 ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека, так как направлены на предотвращение распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV), установлены в целях защиты жизни и здоровья людей, соразмерны реальной угрозе распространения названного заболевания, способного повлечь значительные человеческие жертвы.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется право каждого человека на жизнь (статья 20). Право каждого человека на жизнь и здоровье закреплено в международных актах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года (статья 3), в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (статья 6), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (статья 2).
Жизнь и здоровье относятся к числу наиболее значимых человеческих ценностей, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности.
В связи с этим, оценивая доводы административных истцов о нарушении Указами Главы Чувашской Республики N 93 и N 166 их прав, суды обеих инстанций верно исходили из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позициям заявителей в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Само по себе несогласие административных истцов с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды обеих инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильевой Ларисы Михайловны, Григорьевой Тамары Петровны, Романовой Тамары Ивановны, Медведева Вячеслава Владимировича, Пархейкина Михаила Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.