Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу и дополнение к ней защитника ФИО10 ФИО11 на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 декабря 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2022 г., вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2022 г, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
В жалобе и дополнении к ней, поданных в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО12 просит отменить указанные выше акты, вынесенные по настоящему делу, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Потерпевшая ФИО5 в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы уведомлена, в установленный срок возражений от неё не поступило.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 3 апреля 2021 г. в 20 часов 20 минут, возле здания N А по "адрес" водитель ФИО2, управляя автомобилем Киа KLE, государственный регистрационный знак N, двигаясь по проезжей части "адрес", в нарушение пунктов 1.3, 1.5, 10.1 Правил дорожного движения, со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, проявил невнимание к дорожной обстановке и допустил наезд на пешехода ФИО5, которая переходила проезжую часть справа налево по ходу движения автомобиля. При данном дорожно-транспортном происшествии ФИО5 причинен средней тяжести вред здоровью.
С выводами судьи районного суда согласился судья Ставропольского краевого суда, оставив вынесенное по делу постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности без изменения.
Вместе с тем с решением судьи Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2022 г. согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где в силу требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Таким образом, названными выше нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИБДД 19 ноября 2021 г. в отсутствие ФИО2, то есть лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В материалах дела имеются сведения о направлении ФИО2 уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а именно на ДД.ММ.ГГГГ, посредством СМС-сообщения по номеру телефона N (л.д. 124). Однако из указанного уведомления невозможно определить дату его направления и признать тем самым установленным, извещен ли о составлении протокола об административном правонарушении ФИО2 заблаговременно надлежащим образом. Однако, судьей краевого суда не выяснялось, когда направлено ФИО2 указанное выше СМС-сообщение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, подтверждающее данное обстоятельства доказательства не истребованы и не исследованы. Не устанавливалось также не извещался ли ФИО2 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении иным способом.
Между тем, указанное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения законного решения, поскольку допущенное при составлении протокола об административном правонарушении нарушение может повлечь признание недопустимым доказательством данного процессуального документа.
Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств и невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании судом необходимых условий для справедливого разбирательства дела повлияло на исход дела, при наличии таких нарушений вынесенное по делу решение судьи Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2022 г. не может быть признано законным.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2022 г, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение судье Ставропольского краевого суда.
На момент рассмотрения настоящей жалобы в Пятом кассационном суде общей юрисдикции для прекращения производства по делу по указанным в ней доводам оснований не имеется.
В связи с отменой решения судьи "адрес"вого суда от 9 февраля 2022 г. по указанным выше основаниям и направлением дела на новое рассмотрение законность и обоснованность постановления судьи Промышленного районного суда "адрес" края от 16 декабря 2021 г. в рамках рассмотрения настоящей жалобы не может быть проверена, поскольку в законную силу оно не вступило.
При новом рассмотрении дела следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, учитывая при этом требования пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверить все доводы жалобы и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу и дополнение к ней защитника ФИО13 ФИО14 удовлетворить частично.
Решение судьи Ставропольского краевого суда от 9 февраля 2022 г, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Ставропольский краевой суд на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Донских Н.В, судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.