Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника открытого акционерного общества " "данные изъяты"" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора ТО ГАДН по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО9 N 905001 от 13 декабря 2021 г., решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г. (N 12-8/2022), решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 марта 2022 г., вынесенные в отношении юридического лица - открытого акционерного общества " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора ТО ГАДН по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО10 N 905001 от 13 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г, открытое акционерное общество " "данные изъяты"" (далее также - ОАО " "данные изъяты"", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 30 марта 2022 г. названные выше акты изменены - размер административного штрафа, назначенного ОАО " "данные изъяты"", снижен с 400 000 рублей до 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2 просит об отмене вынесенных в отношении ОАО " "данные изъяты"" актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В пункте 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 дано понятие тяжеловесного транспортного средства, под которым понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства. Согласно приложению N 2 допустимая масса транспортного средства - шестиосного или более автопоезда седельного и прицепного составляет 44 тонны.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2022 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 10 процентов) превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном этим законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2022 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 10 процентов) превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями статьи 31 Закона N 257-ФЗ (часть 2 данной статьи).
В силу части 15 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.
Аналогичные нормы установлены в части 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
В статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ дано понятие грузоотправителя, которым признается физическое или юридическое лицо, выступающее по договору перевозки груза от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Как усматривается из материалов дела, 9 ноября 2021 г. в 08 часов 39 минут по адресу: "адрес", координаты местоположения "данные изъяты", была осуществлена погрузка груза в транспортное средство марки MAN TGS "данные изъяты" седельный грузовой тягач, государственный регистрационный знак N с превышением максимально допустимой массы транспортного средства. При допустимой массе транспортного средства с нагрузкой 44 тонн, фактическая масса груза по транспортной накладной от 9 ноября 2021 г. N составляет 45, 4 тонн.
Согласно транспортной накладной, лицом, осуществлявшим погрузку груза (грузоотправителем), а также и грузополучателем является ОАО " "данные изъяты"".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО " "данные изъяты"" к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Превышение допустимой массы указанного выше транспортного средства, осуществление обществом погрузки груза в транспортное средство с превышением допустимой массы, соответственно факт совершения административного правонарушения подтверждаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении N от 8 декабря 2021 г.; транспортной накладной N от 9 ноября 2021 г, согласно которой масса груза составила 45, 4 тонн, грузоотправителем является ОАО " "данные изъяты"", и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет признать, что ОАО " "данные изъяты"", являясь не только грузополучателем, но и грузоотправителем, а, соответственно, будучи ответственным за погрузку груза на транспортное средство, имело возможность для соблюдения приведенных выше правовых норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не принято достаточных и всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Довод заявителя о том, что материалами дела не доказана вина Общества, поскольку отсутствует акт взвешивания автомобиля и не установлена его масса с грузом, следует отклонить. Вывод о несостоятельности такого довода подтверждается и позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2022 г. по делу N 34-АД22-4-К3.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ транспортная накладная это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.
Форма и порядок заполнения транспортной накладной регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, согласно пункту 7 которого заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
Таким образом, транспортная накладная является основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
В материалы настоящего административного дела представлена заверенная надлежащим образом светокопия транспортной накладной N от 9 ноября 2021 г. (том 1, л.д. 56). Документ засвидетельствован в установленном законом порядке, заверен подписью государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО4, скрепленной печатью названного административного органа, что позволяют полагать его имеющим достоверность.
Согласно договору поставки "данные изъяты" от 8 ноября 2021 г, заключенному между ООО " "данные изъяты" (поставщик) и ОАО " "данные изъяты"" (покупатель), количество отгружаемых материалов производится со склада поставщика на условиях самовывоза автомобильным транспортом покупателя и привлекаемым покупателем. Количество отгружаемых материалов определяется поставщиком совместно с представителем покупателя путем взвешивания на автомобильных весах и указывается в транспортной накладной.
Масса груза согласно транспортной накладной N от 9 ноября 2021 г. составила 45, 4 тонн, что с учетом максимально допустимой массы транспортного средства 44 тонн и изложенных правовых норм и условий договора поставки позволяет признать указанные сведения достоверными.
При изложенных обстоятельствах, а также учитывая то, что в транспортной накладной грузоотправителем указано ОАО " "данные изъяты"", нет оснований признать состоятельным довод жалобы и о том, что загрузка транспортных средств, прибывших от Общества для получения инертных материалов производилась собственными силами и средствами ООО " "данные изъяты" а также признать допустимым доказательством, подтверждающим такой довод информационное письмо директора ООО " "данные изъяты"".
Довод жалобы о том, что в постановлении об административном правонарушении не указаны сведения о движении транспортного средства с указанным выше грузом по дорогам общего пользования, не влечет отмену названного акта и состоявшихся по делу судебных актов, поскольку материалы дела не содержат данных, опровергающих движение указанного выше транспортного средства с превышением допустимой массы по таким дорогам, и осуществление погрузки в данное транспортное средство ОАО " "данные изъяты"".
Таким образом, деяние Общества квалифицировано по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса. Юридическая квалификация и оценка действиям ОАО " "данные изъяты" даны верные.
Обоснованно были поддержаны такие выводы должностного лица административного органа судьями Кочубеевского районного суда Ставропольского края и Ставропольского краевого суда. Жалобы на вынесенные по делу акты рассмотрены судьями нижестоящих инстанций в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
В целом доводы жалобы о недоказанности вины ОАО " "данные изъяты"" в совершении вмененного административного правонарушения направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы нижестоящих судебных инстанций о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу актов.
Несогласие защитника Общества с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Решение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении принимается должностным лицом административного органа, судьей, исходя из обстоятельств, установленных по каждому делу, в связи с чем ссылка в жалобе на иную судебную практику по аналогичному спору не опровергает выводов должностного лица и судебных инстанций, положенных в основу обжалуемых актов, поскольку данное дело об административном правонарушении рассмотрено исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, изложенных выше.
Постановление о привлечении ОАО " "данные изъяты"" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решений, в ходе производства по настоящему делу не допущено. Принцип презумпции невиновности не нарушен, Обществу назначено минимальное наказание, предусмотренное частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного государственного инспектора ТО ГАДН по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО11 N 905001 от 13 декабря 2021 г, решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 9 февраля 2022 г. (N 12-8/2022), решение судьи Ставропольского краевого суда от 30 марта 2022 г, вынесенные в отношении юридического лица - открытого акционерного общества " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества " "данные изъяты"" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Шереметьева И.А, судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.