Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К, Мурзаковой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казаряна Г. С.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Казаряна Г. С. к администрации г. Пятигорска о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Казарян Г.С. обратился в Пятигорский городской суд с административным иском к администрации г. Пятигорска о признании незаконными действий (бездействия), выражающиеся в не включении его в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц по Ставропольскому краю, имеющих право на обеспечение жилой площади за счет средств федерального бюджета, изложенные в ответе администрации г. Пятигорска от 04.03.2021, просил возложить на администрацию города-курорта Пятигорска обязанность включить Казаряна Г.С. в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц по Ставропольскому краю, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Заявленные требования мотивированы тем, что как лицо, отслужившее в органах внутренних дел 26 лет, в 1994 году получил документ о льготных условиях на получение земельного участка и безвозмездной субсидии для строительства жилого дома, который он представил в администрацию г. Пятигорска с приобщением всех необходимых документов для получения земельного участка и субсидии и его внесли в список общегородской очереди. 06.10.2020 он обратился в администрацию с заявлением о включении его в сводный список, что постановлено апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 28.07.2020, в чем ему ответом от 04.03.2021 было необоснованно отказано.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16.12.2021 требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия (бездействия) администрации г. Пятигорска выражающиеся в не включении Казаряна Г.С. в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц по Ставропольскому краю, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, изложенные в ответе администрации города Пятигорска от 04.03.2021, в удовлетворении требований Казаряна Г.С. о понуждении администрации города-курорта Пятигорска о включении Казаряна Г.С. в сводный список граждан уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц по Ставропольскому краю, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа истцу во включении в указанный список со ссылкой на положения подпункта "г" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, поскольку на истца как на лицо, уволенное со службы из органов внутренних дел Российской Федерации и признанное нуждающимся в жилом помещении до 01.03.2005 распространяется порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2022 решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16.12.2021 отменено в части, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Казаряна Г.С. о признании незаконными действий (бездействия) администрации г. Пятигорска, выражающихся в не включении Казаряна Г.С. в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц по Ставропольскому краю, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, изложенных в ответе администрации г. Пятигорска от 04.03.2021 отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доказательства и необходимые документы для включения в сводный список административным истцом администрации не представлены.
Не согласившись с постановленными судебными актами, Казарян Г.С. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии нового решения об удовлетворении требований, в обоснование кассационной жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств и вступившего в законную силу судебного акта, неверном применении норм материального права, регулирующих спорные право отношения.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28.09.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Казарян Г.С. уволен из органов МВД Армянской ССР в 1986 году, являлся лицом начальствующего состава МВД республики, как сотрудник МВД в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не служил, военнослужащим не являлся. В соответствии со справкой финансово-экономического отдела УВД СК от 04.12.1996 N 12146 истец имеет выслугу 26 лет и право на льготы установленные Указами Президента Российской Федерации от 23.11.192 N 1474, от 02.10.1992 N 1153, от 19.02.1992 N 154, Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, имеет право на безвозмездную передачу в собственность жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, имеет право на предоставление льгот по оплате налога на недвижимость, оплате коммунальных услуг, предоставление земельных участков под ИЖС и садово-огородные хозяйства.
На основании заявления о зачислении в общегородскую очередь, постановлением главы администрации г. Пятигорска от 29.06.1994 N 698 (пункт 1.5), был зачислен на квартирный учет в общегородскую очередь, как неработающий, с составом семьи 4 человека, под N 6892.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28.07.2020 удовлетворены требования Казяряна Г.С. о признании незаконным бездействия администрации г. Пятигорска, выраженные в не включении его в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц по Ставропольскому краю, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, изложенного в ответе от 24.05.2018 со ссылкой на положения подпункта "г" пункта 6 Правил, утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Казаряна Г.С, в соответствии с действующим законодательством.
06.10.2020 Казарян Г.С. обратился в администрацию г. Пятигорска с заявлением просьбой включить его в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющим право, на обеспечение жилой площадью за счет средств Федерального бюджета, предоставив апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 28.07.2020 и справку финансово-экономического отдела УВД СК от 04.12.1996 N 12146.
04.03.2021 администрацией г. Пятигорска Казаряну Г.С. разъяснено, что исполнить решение суда от 28.07.2020 имеется возможность только при предоставлении им выписки из приказа об увольнении с военной службы с указанием оснований увольнения и справки из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы. Также со ссылкой на положения подпункта "г" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, Казаряну Г.С. разъяснено, что в виду того, что он не проходил службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях, у администрации законных оснований для включения его в сводный список отсутствуют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила учета).
Правилами устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы (пункт 1 Правил).
Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.
Казарян Г.С. не являлся военнослужащим, являлся лицом начальствующего состава органов министерства внутренних дел, на него распространяются данные правила при условии, что он прослужил в органах внутренних дел районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, и был уволен со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.
А поскольку доказательств соответствия таким условиям Казаряном Г.С. административному ответчику не представлено, постольку у администрации отсутствовали основания для исполнения вступившего в законную силу решения суда и постановки его в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, о чем ему было разъяснено в ответе от 04.03.2021.
При этом такие действия администрации не противоречат вступившему в законную силу судебному акту, которым на администрацию возложена соответствующая обязанность, а также требованиям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения. При этом права и законные интересы административного истца не нарушены и не ограничены, поскольку при предоставлении необходимых документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 6 Правил администрация исполнит решение суда и требования административного истца.
В связи с этим, поскольку судом апелляционной инстанции установлено соответствие действий администрации и обоснованность изложенных в отказе доводов, постольку имелись предусмотренные законом основания для изменения решения суда первой инстанции в части и отказе в удовлетворении требований административного иска о признании действий (бездействия) административного ответчика незаконными.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты, в том числе судебный акт суда первой инстанции с учетом внесенных в него изменений судом апелляционной инстанции, являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены или изменения судебных актов, отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, связаны с несогласием с ее выводами и направлены на их переоценку, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных судебных решений.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Казаряна Г. С. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.