Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Лукманова М.Л. по доверенности Мерзоевой А.С. на решение Лакского районного суда Республики Дагестан от 27 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 марта 2022 г. по административному делу N 2а-165/2021 по административному исковому заявлению Лукманова М.Л. к начальнику отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Махачкале, г. Каспийску и Кумторкалинскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан Магомаеву Р.А, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца Харчиева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан Султановой К.М, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лукманов М.Л. обратился в суд с административным иском к начальнику отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Махачкале, г. Каспийску и Кумторкалинскому району Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан (далее также - отделение ЛРР по г. Махачкала) Магомаеву Р.А, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан (далее также - Управление Росгвардии по Республике Дагестан) о признании бездействия незаконным.
В обоснование своих требований указал, что постановлением начальника отделения ЛРР по г. Махачкала Магомаевым Р.А. от 26 февраля 2020 г. N 169 он был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 21 апреля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2020 г, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. 9 июня 2020 г. начальнику отделения ЛРР по г. Махачкала Магомаеву Р.А. им направлено обращение с просьбой о принесении ему извинений в письменной форме, в связи с незаконным привлечением его к административной ответственности, которое не рассмотрено. С учетом поданных уточнений, просил признать незаконным бездействие начальника отделения ЛРР по г. Махачкала Магомаева Р.А, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения административного истца от 9 июня 2020 г. и непредоставлении ответа в установленные законом сроки, возложении обязанности на указанное должностное лицо устранить допущенные нарушения прав административного истца путем рассмотрения обращения от 9 июня 2020 г. о принесении извинений.
Решением Лакского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 г. решение Лакского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Лакского районного суда Республики Дагестан от 27 августа 2021 г. производство по делу в части требований возложении обязанности на указанное должностное лицо устранить допущенные нарушения прав административного истца путем рассмотрения обращения от 9 июня 2020 г. о принесении извинений прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований.
Решением Лакского районного суда Республики Дагестан от 27 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 марта 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 сентября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2022 г, представитель Лукманова М.Л. по доверенности Мерзоева А.С. просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, указывая на необъявлении судом перерыва в судебном заседании по окончании рабочего времени и ненаправлении административному истцу возражений административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением начальника отделения ЛРР по г. Махачкала от 26 февраля 2020 г. N 169 Лукманов М.Л. был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 21 апреля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2020 г, указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Лукманов М.Л. 9 июня 2020 г. обратился в Управление Росгвардии по Республике Дагестан с электронным обращением, в котором просил принести ему официальные извинения в письменной форме в связи с необоснованным привлечением к административной ответственности.
На обращение заявителя Управлением Росгвардии по Республике Дагестан 6 июля 2020 г. дан письменный ответ N о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях процедура принесения официальных письменных извинений в связи с отменой постановлений по делам об административные правонарушения не предусмотрено.
Судами также установлено, что данный ответ направлен Лукманову М.Л. по электронной почте, а также почтовой корреспонденцией по адресу заявителя, указанному в обращении, о чем свидетельствуют представленные административным ответчиком доказательства направления, в том числе скриншот сервиса электронного документооборота, журнал учета письменных обращений граждан, алфавитный журнал учета письменных обращений граждан, содержащих записи о направлении ответа.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной Приказом Росгвардии от 9 июня 2017 г. N 170, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика. При этом правильно исходил из того, что доказательств нарушения прав административного истца не представлено, обращение рассмотрено в установленном законом порядке, заявителю дан мотивированный ответ уполномоченным лицом в форме электронного документа и посредством направления почтовой корреспонденции.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу об отклонении заявленных административным истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом судов, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан") граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе войск войсках национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан" определены Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной Приказом Росгвардии от 9 июня 2017 г. N 170 (далее также - Инструкция).
Согласно пункту 54 Инструкции зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом подразделения делопроизводства и режима, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством Российской Федерации требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю (начальнику), командиру (начальнику), направляет в структурные подразделения Росгвардии, воинские части (организации) или в иной государственный орган либо орган местного самоуправления).
Пунктом 73 Инструкции предусмотрены сроки рассмотрения обращений и указано, что обращения, поступившие в войска национальной гвардии в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
Исходя из приведенных правовых норм, установив, что порядок, предусмотренный вышеприведенными нормами при рассмотрении обращения Лукманова М.Л. не нарушен, заявление рассмотрено в соответствии с положениями действующего законодательства, в установленном порядке и в установленные сроки, уполномоченным лицом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оспариваемыми действиями (бездействием) нарушений прав административного истца.
Доводы жалобы о нарушении судами норм процессуального права, выразившиеся в необъявлении судом перерыва в судебном заседании по окончании рабочего времени и ненаправлении административному истцу возражений административного ответчика, основаниями к отмене принятых по делу судебных актов не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что указанное обстоятельство привело к принятию неправильного решения, кроме того, представитель административного истца Харчиев А.А. принимал участие в судах первой и апелляционной инстанции и не лишен был права и возможности ознакомиться с материалами дела, в том числе и с представленными возражениями административного ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лакского районного суда Республики Дагестан от 27 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Лукманова М.Л. по доверенности Мерзоевой А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.