Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В, судей Минеевой В.В, Гареевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Пятигорска Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города Пятигорска к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, администрации города Пятигорска Ставропольского края о возложении обязанности по направлению охранного обязательства, возложении обязанности по подписанию охранного свидетельства по обеспечению режима особой охраны памятника природы с оформлением охранного обязательства, по кассационной жалобе Администрации города Пятигорска Ставропольского края на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ивановой Л.В, выслушав мнение прокурора Зудина А.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г..Пятигорска обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц муниципального образования г..Пятигорск к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, администрации г..Пятигорска Ставропольского края, в обоснование которого указал, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Так, проведённой проверкой установлено, что Постановлением Бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15 сентября 1961 года N 676 "О мерах по охране природы в крае" объявлен памятник природы краевого значения "Гора Машук". Режим памятника природы "Гора Машук", предусматривающий запрет на распашку грунтов, уничтожение почвозащитной растительности, добычу строительных материалов, проведение строительных работ, которые могут вызвать эрозию почв и разрушение памятников, установлен Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04 января 1978 года N 9 "О взятии под особую охрану памятников природы". Границы памятника природы краевого значения "Гора Машук" установлены на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 года N 169-п. Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 14 сентября 2020 года N 399 утвержден паспорт памятника природы краевого значения "Гора Машук". Указанным паспортом установлены, в том числе, В границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в границах памятника природы краевого значения "Гора Машук" расположены земельные участки с кадастровыми номерами N N.
Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Ставропольскому краю и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование администрации г..Пятигорска Ставропольского края. Министерство имущественных отношений Ставропольского края и администрация г..Пятигорска Ставропольского края, являясь в силу положений ч. ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) собственником и пользователем вышеуказанных земельных участков, расположенных в границах памятника природы краевого значения "Гора Машук" обязаны принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края проект охранных обязательств для его подписания Министерству имущественных отношений Ставропольского края и администрации г..Пятигорска Ставропольского края не направлялся, собственником и пользователем земельного участка Министерством имущественных отношений Ставропольского края и администрацией г..Пятигорска Ставропольского края не подписывался, охранные обязательства не оформлялись. Таким образом, Министерством имущественных отношений Ставропольского края охранных обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника и администрацией г..Пятигорска Ставропольского края, в нарушение требований; ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 33-ФЗ, меры к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы "Гора Машук" не приняты.
Истец просил возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в течение месяца со дня вступления в силу решения суда направить собственнику и пользователю земельных участков с кадастровыми номерами N Министерству имущественных отношений Ставропольского края и администрации г. Пятигорска Ставропольского края для подписания проект природы "Гора Машук" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N N и возложить на Министерство имущественных отношений Ставропольского края и администрацию г. Пятигорска обязанность в срок не позднее месяца со дня вступления в силу решения суда подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения "Гора Машук" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N N.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 3 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года, исковые требования прокурора г. Пятигорска Ставропольского края удовлетворены частично.
На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда направить собственнику земельных участков с кадастровыми номерами N Министерству имущественных отношений Ставропольского края для подписания проект охранных обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы "Гора Машук" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N.
На администрацию города Пятигорска Ставропольского края возложена обязанность в срок не позднее месяца со дня вступления в силу решения суда подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения "Гора Машук" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N N.
В удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в течение месяца со дня вступления в силу решения суда направить пользователю земельных участков с кадастровыми номерами N - администрации города Пятигорска Ставропольского края для подписания проект охранных обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы "Гора Машук" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N N отказано.
В удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности в срок не позднее месяца со дня вступления в силу решения суда подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения "Гора Машук" в границах земельных участков с кадастровыми номерами N N отказано.
В кассационной жалобе администрации г. Пятигорска ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального права.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущены не были.
Разрешая спор судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 42, 46 Конституции Российской Федерации, статей 3, 45, 67, 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" N33-ФЗ, дав оценку собранным по делу доказательствам в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства
памятников природы и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся, следовательно, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Ставропольского края, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям (пользователям) земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в границах памятника природы краевого значения "Гора Машук".
Вместе с тем, судебные инстанции указали, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края и администрация г. Пятигорска, являясь правообладателем и пользователем соответственно земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в границах памятника природы краевого значения "Гора Машук", обязаны принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы в границах земельных участков.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы уже были предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, данным доводам в апелляционном определении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судом норм материального права, повлиявших на исход дела, по сути, выражают несогласие с выводами суда, сделанными с учетом установленных обстоятельств спора, и направлены на их переоценку, что не является основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года, применённое на основании определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.