Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 1 ОПФР по Курской области Жилиной Н.В. (далее - N на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска от 27 апреля 2022 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 31 мая 2022 г., вынесенные в отношении главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" Комитета здравоохранения Курской области Ильченко К.Н. (далее - Ильченко К.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска от 27 апреля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 31 мая 2022 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" Комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ КГКБ СМП) Ильченко К.Н. прекращено, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее настоящее дело на рассмотрение судье, Жилина Н.В, просит отменить принятые по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска.
Ильченко К.Н, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом Жилиной Н.В. жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц данной статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 названного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, указанные в названном пункте, не представляются страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", в отношении работающих у них застрахованных лиц, за исключением лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе, и других застрахованных лиц, работающих у страхователя не по трудовому договору.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователями также являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как усматривается из материалов дела основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного врача ОБУЗ КГКБ СМП Ильченко К.Н. по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 21 марта 2022 г. выводы должностного лица о том, что ОБУЗ КГКБ СМП, руководителем которого является Ильченко К.Н, несвоевременно представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2021 г. Указанные сведения подлежали предоставлению в срок - не позднее 17 января 2022 г, фактически они представлены по телекоммуникационным каналам связи 25 января 2022 г.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, мировой судья судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска постановлением от 27 апреля 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильченко К.Н. прекратил, в связи с отсутствием в её действиях состава вменного административного правонарушения.
Прекращая производство по данному делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав в постановлении на то, что согласно приказу о переводе работника на другую работу от 22 октября 2020 г. и должностной инструкции начальника отдела кадров ОБУЗ КГКБ СМП (утверждена 22 октября 2020 г.) лицом, ответственным за обеспечение составления и своевременной сдачи установленной отчетности по учету личного состава и работе с кадрами: сведений о страховом стаже застрахованных лиц, сведений о застрахованных лицах, является начальник отдела кадров ОБУЗ КГКБ СМП ФИО5, мировой судья сделал вывод о том, что главный врач ОБУЗ КГКБ СМП Ильченко К.Н. не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения.
Рассмотрев жалобу, поданную заместителем начальника юридического отдела ОПФР по Курской области Журавлевой Н.В. в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 31 мая 2022 г. судья Ленинского районного суда города Курска с выводами мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска согласился.
Вместе с тем, выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях главного врача Ильченко К.Н. состава вменного административного правонарушения, являются преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель Жилина Н.В. указывает на необоснованность выводов судебных инстанций о том, что главный врач ОБУЗ КГКБ СМП Ильченко К.Н. не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения.
Аналогичные доводы последовательно заявлялись при обжаловании постановления мирового судьи в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющимся в материалах дела протоколом об административном правонарушении установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2021 г. были представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации 25 января 2021 г, то есть за пределами срока, установленного Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Согласно указанным сведениям страхователем и работодателем является ОБУЗ КГКБ СМП, должностным лицом, представившим их, указан главный врач Ильченко К.Н. (л.д. 16-17, 81).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела указанные доводы заявителя проверены не в полном объеме.
Мировой судья, а впоследствии и судья районного суда, сделали изложенные в своих судебных актах выводы без надлежащей оценки приведенных обстоятельств и доводов относительно того обстоятельства, что должностным лицом, представившим сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2021 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации является главный врач ОБУЗ КГКБ СМП Ильченко К.Н.
Между тем, согласно имеющейся в материалах дела выписки от 22 марта 2022 г. из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОБУЗ КГКБ СМП, главный врач Ильченко К.Н. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица. Кроме того, названное должностное лицо, как руководитель указанного юридического лица, в силу трудового договора от 17 сентября 2020 г. N 400-ТР-20РМ обязана: обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности (подпункт "б" пункта 9); обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения (подпункт "д" пункта 9); обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций, в том числе по своевременной и в полном объеме уплате всех установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, а также предоставление отчетности в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации (подпункт "н" пункта 9); выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом учреждения (подпункт "н" пункта 9) (л.д. 18-19, 53-61).
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска от 27 апреля 2022 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 31 мая 2022 г. подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы Жилиной Н.В. в Первом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения главного врача Ильченко К.Н. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административных правонарушениях, в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска от 27 апреля 2022 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 31 мая 2022 г, вынесенные в отношении главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" Комитета здравоохранения Курской области Ильченко К.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 судебного района Центрального округа города Курска.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.