Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Раджабова Ш. Т. на решение Раменского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области к Раджабову Ш. Т. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, пени, штрафа.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области (далее также Межрайонная ИФНС России N 1, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила взыскать с Раджабова Ш.Т, являющегося адвокатом, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 8 426 рублей и пени в размере 236 рубля 21 копейку; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 52 201 рубль 09 копеек и пени в размере 909 рублей 62 копейки, штраф за несвоевременную подачу декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год в размере 6 558 рублей, а всего на общую сумму 68 330 рублей 92 копейки.
Решением Раменского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 июня 2022 года, административный иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 15 сентября 2022 года через Раменский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2022 года, заявитель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что налоговый орган пропустил срок на обращение в суд за взысканием задолженности, указанной в административном иске.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Раджабов Ш.Т. с 10 марта 2010 года поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России N 1 в качестве адвоката.
Ввиду неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговый орган посредством заказной почтовой корреспонденции направил Раджабову Ш.Т. требование N 1349 по состоянию на 18 января 2021 года об уплате в срок до 12 февраля 2021 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату страховой пенсии за 2020 год в фиксированном размере 32 448 рублей, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 8 426 рублей.
В связи с выявлением факта неуплаты страховых взносов с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за период 2020 года налоговый орган посредством заказной почтовой корреспонденции направил Раджабову Ш.Т. уточненное требование N N по состоянию на 02 июля 2021 года об уплате в срок до 09 августа 2021 года всех сумм страховых взносов за 2020 год, а также пени на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере за период с 01 января 2021 года по 01 июля 2021 года.
Кроме того, решением Межрайонной ИФНС России N 1 от 18 января 2021 года N N адвокат Раджабов Ш.Т. был привлечен к налоговой ответственности по пункту N статьи N Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 558 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в связи с чем в адрес Раджабова Ш.Т. было направлено требование N N по состоянию на 29 марта 2021 года об уплате в срок до 27 апреля 2021 года штрафа в размере 6 558 рублей.
Недоимка по страховым взносам, пени и штраф ответчиком в добровольном порядке уплачены не были, в связи с чем Межрайонная ИФНС России N1 обратилась к мировому судье, которым 15 октября 2021 года был вынесен судебный приказ о взыскании с Раджабова Ш.Т. задолженности по налогам, пени и штрафа.
По заявлению административного ответчика определением мирового судьи от 22 октября 2021 года судебный приказ был отменен.
30 марта 2022 года Межрайонная ИФНС России N 1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС России N 1, суды, руководствуясь статьями 3, 23, 45, 48, 69, 75, 419, 432 Налогового кодекса Российской Федерации, изучив фактические обстоятельства административного дела, исходили из того, что обязанность по уплате страховых взносов, пени и штрафа административным ответчиком исполнена не была, в то время как налоговым органом соблюден досудебный порядок взыскания задолженности по страховым взносам, пени и штрафа.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам -физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к возникшим правоотношениям) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства дела судами установлены правильно, исследованы в полном объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа признаны судами несостоятельными.
Как установлено судами, неисполнение в добровольном порядке Раджабовым Ш.Т. обязанности по уплате страховых взносов, пени, штрафа послужило основанием для формирования налоговым органом требований N N по состоянию на 18 января 2021 года со сроком уплаты до 12 февраля 2021 года, N N по состоянию на 29 марта 2021 года со сроком уплаты до 27 апреля 2021 года, N N по состоянию на 2 июля 2021 года со сроком уплаты до 9 августа 2021 года.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей, который, выдавая судебный приказ от 15 октября 2021 года о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени и штрафа за налоговое правонарушение, не установилоснований к отказу в принятии заявления о вынесении судебного приказа или его возврату в порядке статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе по основанию пропуска срока для обращения за судебным приказом.
В Раменский городской суд с административным иском инспекция также обратилась в установленный законом срок, а именно 30 марта 2022 года, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (22 октября 2021 года) (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций и не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также применительно к части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Раджабова Ш. Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.