Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 октября 2022 года гражданское дело по иску Артемьевой Галины Витальевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в зоне с льготным социально-экономическим стажем, возложении обязанности назначить пенсию по старости
по кассационной жалобе Артемьевой Галины Витальевны
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-119/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-777/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения истца Артемьевой Г.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Артемьева Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту ГУ - ОПФР по Республике Мордовия) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в зоне с льготным социально-экономическим стажем, возложении обязанности назначить пенсию по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Артемьевой Г.В. отказано.
В поданной кассационной жалобе Артемьева Г.В. просит об отмене указанных судебных актов, ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права, указывая на представление в материалы дела доказательств, подтверждающих место работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 24 августа 2021 г. Артемьева Г.В. обратилась в ГУ-УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости по нормам статьи 28.1. Закона от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением заместителя начальника ГУ - УПФР в городском округе Саранск от 31 августа 2021 г. N 210000402200/187690/21 Артемьевой Г.В. назначена пенсия по старости с 17 сентября 2021 года в размере 17712 рублей 33 копеек.
Решением заместителя управляющего ГУ - ОПФР по Республике Мордовия от 13 октября 2021 г. N 187690/21 Артемьевой Г.В. отказано в назначении пенсии по старости по нормам статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из-за отсутствия права на снижение пенсионного возраста. При этом в специальный стаж работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом Артемьвой Г.В. не засчитан период работы с 28 октября 2014 года по 24 апреля 2019 года (4 года 05 месяцев 27 дней) в качестве менеджера по персоналу в Союзе "Торгово-промышленная палата Республики Мордовия", по мотиву невозможности определения места работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Пенсионный орган указал на отсутствие в индивидуальных сведениях кода территориальных условий труда (ЧЗ4), в трудовой книжке данных о переводе на работу в зону с льготным социально-экономическим статусом, отказ Союза "Торгово-промышленная палата Республики Мордовия", являющегося действующей организацией, произвести корректировку сведений работника, ввиду не подтверждения факта того, что Артемьева Г.В. постоянно работала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
На основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В пункте 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указаны граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения, до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований Артемьевой Г.В, суды исследовали юридически значимые обстоятельства по делу, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, показаниям свидетелей, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о том, что факт постоянной работы Артемьевой Г.В. в спорный период времени в административном здании Союза "Торгово-промышленная палата Республики Мордовия", расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д. 24, относящемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, не подтвержден, в связи с чем, право на назначение досрочной страховой пенсии со снижением возраста у нее отсутствует.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о наличии у него права на досрочное назначение пенсии по старости, которые отклонены как необоснованные.
Изложенные Артемьевой Г.В. в жалобе доводы о наличии доказательств ее работы в административном здании Союза "Торгово-промышленная палата Республики Мордовия", находящемся в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являлись предметом исследования судебных инстанций по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на подтверждение свидетельскими показаниями расположения места ее работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 апреля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Артемьевой Галины Витальевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.