Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Козлова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества "Мособлгаз" к Алексахину Андрею Александровичу, Ряховскому Владимиру Михайловичу об устранении препятствий в газификации, по кассационной жалобе Алексахина Андрея Александровича на решение Щелковского городского суда Московской области от 13 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, выслушав объяснения представителя Алексахина А.А. - Богатырева М.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя акционерного общества "Мособлгаз" - Мазирка Н.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Алексахину А.А, Ряховскому В.М. об устранении препятствий по подключению жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", к газопроводу среднего давления протяженностью 9 464 м с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", в целях исполнения Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 г.", путем выдачи согласия на подключение, взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 13 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 г, исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Алексахина А.А, Ряховского В.М. обязанность не чинить препятствий АО "Мособлгаз" по подключению жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", к газопроводу среднего давления протяженностью 9 464 м с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", в целях исполнения Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 г.", путем выдачи согласия на подключение, а также указал, что в случае неисполнения Алексахиным А.А, Ряховским В.М. настоящего решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие Алексахина А.А, Ряховского В.М. на подключение жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", к газопроводу среднего давления протяженностью 9 464 м с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", следует считать полученным.
Кроме того, с ответчиков солидарно в пользу истца взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В кассационной жалобе Алексахин А.А. оспаривает законность судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10 июня 2003 г. N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" ГУП МО "Мособлгаз" (правопреемник - АО "Мособлгаз") является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Алексахину А.А, Ряховскому В.М. на праве собственности принадлежит газопровод среднего давления протяженностью 9 464 м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
21 апреля 2021 г. Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 г. без привлечения денежных средств граждан.
Во исполнение указанного поручения выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 г.", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20 декабря 2004 г. N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29 июня 2021 г. N 515/22 "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 г.").
Село Душоново Московской области включено в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
Согласно программе социальной газификации в селе Душоново подлежат газификации негазифицированные жилые дома, собственники которых получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Согласно разделу 3 Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 г." проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам".
АО "Мособлгаз" на догазификацию указанного населенного пункта выданы технические условия от 24 июня 2021 г. N 2552-2-ДНП/38 в соответствии с Градостроительным кодексом.
Схемой газоснабжения предусмотрено подключение к газопроводу среднего давления, проложенному в селе Душоново, который находится в собственности ответчиков, четырехсот пяти жилых домов.
Газопровод среднего давления протяженностью 9 464 м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" принадлежащий Алексахину А.А, Ряховскому В.М, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа "адрес".
2 августа 2021 г. АО "Мособлгаз" направило в адрес ответчиков письма о предоставлении согласия на подключение к существующему газопроводу в рамках реализации программы социальной газификации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в указанном населенном пункте.
Алексахин А.А. и Ряховский В.М. в подключении заявителей к принадлежащему им газопроводу отказали.
АО "Мособлгаз", полагая, что отказ ответчиков противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям, препятствует выполнению АО "Мособлгаз" мероприятий по социальной газификации, обратились с соответствующим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив собранные доказательства в соответствии с правилами ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. 10 ГК РФ, ст.ст. 2, 4, 27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установив, что пропускная способность принадлежащего ответчикам газопровода и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, права ответчиков подключением третьих лиц к принадлежащему им на праве собственности газопроводу среднего и низкого давления не будут нарушены, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
При этом судом также учтено, что принадлежащий ответчикам газопровод не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью, в связи с чем уклонение ответчиков от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения, препятствует истцу в реализации программы социальной газификации домов физических лиц, которая осуществляется, в том числе, с использованием существующих сетей газораспределения, принадлежащих основным абонентам.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия, исходя из доводов кассационной жалобы, не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Главой V названного Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ установлены основы создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
"Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 (далее - Правила подключения газоиспользующего оборудования) (действующие с 18 октября 2021 г.), устанавливают на момент рассмотрения дела судом порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.
В соответствии с понятиями, введенными пунктом 2 Правил подключения газоиспользующего оборудования "догазификация" - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа;
"основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Исполнителем, согласно указанных Правил подключения газоиспользующего оборудования, является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
Точкой подключения в соответствии с указанными Правилами является место соединения сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с сетью газопотребления или газораспределения заявителя, а в случае обращения заявителя к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил - наружная (внешняя) стена объекта капитального строительства.
Согласно пункту 12 Правил подключения газоиспользующего оборудования заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, и (или) по поставке газоиспользующего оборудования, и (или) по поставке прибора учета газа.
В соответствии с пунктом 6 Правил подключения газоиспользующего оборудования договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В соответствии с ч. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей (п. 48 Правил подключения газоиспользующего оборудования).
Согласно п. 121 Правил подключения газоиспользующего оборудования срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.
Основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган (п. 20 Правил подключения газоиспользующего оборудования).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суды обеих инстанций, руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, обоснованно исходил из того, что ответчик, являющийся основным абонентом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
При разрешении юридического конфликта сторон, суды исходили из того, что отказ ответчиков создает препятствия в реализации Программы социальной газификации населенных пунктов Московской области.
Отклоняя доводы ответчиков о том, что положения ст. 27 Закона о газоснабжении и п. 48 Правил подключения газоиспользующего оборудования распространяются исключительно на юридических лиц, суды исходили из того, что из системного толкования указанных норм следует, что основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Доводы кассационной жалобы, в том числе, о том, что АО "Мособлгаз" не является надлежащим истцом по делу, о невозможности принудительного использования газопроводов, принадлежащих физическим лицам, о том, что отсутствует техническая возможность присоединения новых абонентов, аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом подробного рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены. В силу п. 41 Правил подключения газоиспользующего оборудования (ранее п. 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314) исполнитель определяет технические условия: а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения; б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения; в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Таким образом, технические условия на строительство газопровода, собственниками которого являются ответчики, выданы с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают приведенные выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по делу.
Заявителем жалобы не приведено аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования и нуждающихся в дополнительной проверке.
Нормы материального права применены правильно, нарушений в применении норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановленных по делу судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 13 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алексахина Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.