Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2022 года гражданское дело по иску Беркалиева Алевтина Яковлевича к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Воронежской области" о перерасчете выслуги лет
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области"
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 30 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2-1296/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-2121/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Беркалиев А.Я. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее по тексту - ФКУ "УФО МО РФ по г. Москве и Московской области"), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Воронежской области" (далее по тексту - ФКУ Военный комиссариат Воронежской области") о перерасчете выслуги лет.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 года, исковые требования Беркалиева А.Я. удовлетворены частично: на ФКУ "УФО МО РФ по г. Москве и Московской области" возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет Беркалиеву А.Як, включив периоды службы с 25 июля 1996 года по 20 августа 1996 года, с 29 октября 1996 года по 12 декабря 1997 года, с 20 марта 1997 года по 29 апреля 1997 года, с 9 мая 1997 года по 24 июня 1997 года, с 5 июля 1997 года по 31 августа 1997 года, с 22 октября 1997 года по 21 декабря 1997 года, с 29 января 1998 года по 18 мая 1998 года, с 19 мая 1998 года по 24 августа 1998 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца. В остальной части иска отказано.
В поданной кассационной жалобе ФКУ "УФО МО РФ по г. Москве и Московской области" просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований перерасчета выслуги лет в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Беркалиев А.Я. проходил военную службу с 1 августа 1992 года по 14 октября 2020 года, является пенсионером МО РФ.
14 декабря 2020 года Беркалиев А.Я. обратился в ФКУ "УФО МО РФ", ФКУ "ВКВО" с заявлениями, в которых указал на неверно произведенный ранее расчет выслуги, а также отсутствие в нем соответствующих периодов службы с 1996 г. по 1998 г.
Согласно ответу ФКУ "УФО МО РФ", исчисление выслуги лет на льготных условиях один месяц службы за три месяца в войсковой части 66431 при дислокации ее в г. Владикавказе (республика Северная Осетия) в период времени с 21 августа 1996 года по 24 августа 1998 года не предусмотрено соответствующими правовыми актами и, следовательно, оснований для пересмотра выслуги лет не имеется.
Как следует из выписок из приказа командира войсковой части 66431 от 8 сентября 1998 года N823, периоды службы Беркалиева А.Я. с 29 октября 1996 года по 12 февраля 1997 года, с 20 марта 1997 года по 29 апреля 1997 года, с 9 мая 1997 года по 24 июня 1997 года, с 5 июля 1997 года по 31 августа 1997 года, с 22 октября 1997 года по 21 декабря 1997 года, с 29 января 1998 года по 30 апреля 1998 года подлежат зачету в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.
Из данного приказа следует, что он издан в соответствии с Указом Президента РФ от 15 февраля 1995 г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года", пункта 8 постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 343 "Вопросы Временного государственного комитета РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года", приказа Министра обороны РФ от 16 мая 1994 г. N 133 и от 4 января 1996 г. N 9, приказа Временного государственного комитета РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта от 4 июня 1995 г. N 259 "Об утверждении перечня силовых структур, воинских частей МО РФ, пограничных войск, ФАПСИ, ФСБ РФ, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия после отмены на территориях чрезвычайного положения", директивы ГШ N314/1/0401 от 27 июня 1996 года, которой войсковая часть 66431 включена в перечень войсковых частей ВС РФ, привлекаемых к непосредственному участию в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия после отмены на этих территориях чрезвычайного положения.
Указанный приказ командира не отменен и не признан незаконным.
Решением Знаменского гарнизонного военного суда от 3 июня 2003 года на командира войсковой части 66431 возложена обязанность изменить дату исключения Беркалиева А.Я. из списков личного состава части и всех видов обеспечения в приказе N9ч от 18 мая 1998 года с 18 мая 1998 года на 24 августа 1998 года, а также зачислить истцу период с 19 мая по 24 августа 1998 года в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за три месяца; взысканы с войсковой части 66431 в пользу Беркалиева А.Я. 53335 руб. 37 коп. в качестве доплаты по денежному содержанию, с учетом убытков, за период с 21 августа 1996 года по 24 августа 1998 года включительно, в качестве полевых (суточных), с учетом убытков, за период с 21 августа 1996 года по 24 августа 1998 года в сумме 160500 руб, а также 37077 руб. 32 коп. в качестве денежной компенсации взамен бесплатного питания, с учетом убытков, за вышеназванный период.
Данным решением установлено, что войсковая часть 66431 с 27 июня 1996 года входила в состав войсковых частей ВС РФ, привлекаемых к непосредственному участию в нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания, и Республики Ингушетия, и Беркалиев А.Я, проходя службу в данной части, выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта, в период с 21 августа 1996 года по 24 августа 1998 года. Кроме того судом также установлено, что в период с 18 мая по 24 августа 1998 года Беркалиев А.Я. исполнял обязанности в в/ч 66431, но командованием части не издавалось приказа, определяющего конкретного количества дней фактического его привлечения к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта.
Решением Знаменского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2003 года на командира войсковой части 01860 возложена обязанность зачислить Беркалиеву А.Я. период с 25 июля по 20 августа 1996 года в выслугу лет в льготном исчислении, из расчёта один месяц службы за три месяц, выплатить в пользу истца 2591 руб. 13 коп. в качестве доплаты по денежному содержанию, за период с 25 июля по 20 августа 1996 года включительно 8 100 руб. в качестве полевых (суточных), за период с 25 июля по 20 августа 1996 года включительно.
Из данного судебного постановления следует, что Беркалиев А.Я. выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта в период с 25 июля по 20 августа 1996 года на территории, где было введено чрезвычайное положение, однако командованием части приказа, определяющего конкретного количества дней его фактического привлечения к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта, не издавалось.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей... ".
Согласно п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации, то есть вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Порядок исчисления выслуги лет военнослужащих определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно пп. "б" п. 3 данного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца, в том числе, в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
В соответствии с п. 2 данного постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 военнослужащим и сотрудникам предоставляются дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (абз. 2).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.г." на базе Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, введенном в качестве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики" был образован Временный Государственный комитет РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.; председателю данного комитета было предоставлено право привлекать воинские части, соединения и подразделения органов МВД РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N1474 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1276 исключительное право по привлечению воинских частей, соединений и подразделений Вооруженных Сил РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах передано полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия.
Из вышеизложенного следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций, в частности, зачитывание в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы на льготных условиях один месяц службы за три месяца, производится не всем сотрудникам, проходившим службу на указанной выше территории, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования Беркалиева А.Я, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли обоснованному выводу о наличие оснований для перерасчет выслуги лет истцу, включив периоды службы с 25 июля 1996 года по 20 августа 1996 года, с 29 октября 1996 года по 12 декабря 1997 года, с 20 марта 1997 года по 29 апреля 1997 года, с 9 мая 1997 года по 24 июня 1997 года, с 5 июля 1997 года по 31 августа 1997 года, с 22 октября 1997 года по 21 декабря 1997 года, с 29 января 1998 года по 18 мая 1998 года, с 19 мая 1998 года по 24 августа 1998 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, поскольку факт участия истца в спорные периоды в выполнении указанных задач подтверждается приказом командира войсковой части и установлен вступившими в законную силу судебными постановлениями.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.г.", постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1276, Порядка исчисления выслуги лет военнослужащих, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ФКУ "УФО МО РФ по г. Москве и Московской области" в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения истцу в выслугу лет спорных периодов, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 30 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.