Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Шеховцовой Ю.В, с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 29 августа 2022 года гражданское дело по иску Макаровой О.Ф. к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, возложении обязанности на ответчика возобновить указанную выплаты с даты обращения, по кассационной жалобе Макаровой О.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, заключение прокурора Ильина Ю.В, полагавшего судебное постановление законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Макарова О.Ф. обратилась в суд с иском Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, возложении обязанности на ответчика возобновить указанную выплаты с даты обращения.
Решением Советского районного суда города Орла от 14 марта 2022 года за Макаровой О.Ф. признано право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации за потерю кормильца, установленной статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области возложена обязанность возобновить и выплачивать Макаровой О.Ф. компенсацию за потерю кормильца, установленную статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с даты обращения с соответствующим заявлением - с 12 декабря 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 июня 2022 года решение Советского районного суда города Орла от 14 марта 2022 года отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Макаровой О.Ф. отказано.
В кассационной жалобе Макарова О.Ф. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 июня 2022 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, в связи с необоснованными выводами суда об отказе в удовлетворении требований, неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Макарова О.Ф. состояла в браке со ФИО6, умершим ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО6 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, стал инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Решением Железнодорожного районного суда города Орла от 17 февраля 2015 года установлен факт нахождения Макаровой О.Ф. на иждивении супруга по день его смерти.
Макарова О.Ф. ранее являлась получателем ежемесячной компенсации по потере кормильца, предусмотренной статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, выплата которой прекращена с 1 декабря 2019 года, поскольку супруг истца имел статус инвалида 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы, а указанная компенсация предоставляется нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 3, 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, бывшим на его иждивении, к которым истец не относится.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Макарова О.Ф. находилась на иждивении умершего супруга, который являлся ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС, стал инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, что является необходимым и достаточным условием для признания за Макаровой О.Ф. права на получение требуемой денежной выплаты и отсутствие у участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС инвалидности, как основание для начисления компенсации за потерю кормильца, статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, не установлено.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 определен правовой статус ряда категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, для которых определяются способы и объем возмещения вреда, а также другие меры социальной поддержки (статья 13 Закона). К таким категория относятся, в частности, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (далее инвалиды Чернобыльской АЭС); граждане - участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При этом для каждой конкретной категории указанных граждан данным законом предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки, исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей, принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Проанализировав положения статьи 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 с учетом статьи 13 и части 4 статьи 15 данного закона, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца имеют бывшие на его иждивении нетрудоспособные члены семьи кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом перечень участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определен в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Суд установил, что Макарова О.Ф. с 1 января 2010 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2015 года получает пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и с 1 января 2015 года является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, размер выплат Макаровой О.Ф. по состоянию на 1 июня 2022 года составляет - 30604 руб. 26 коп, из которых: 11563 руб. 29 коп. - страховая пенсия по старости, 7220 руб. 74 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, 8656 руб. 01 коп. - государственная пенсия, 3164 руб. 22 коп. - ежемесячная денежная выплата.
Кроме того, Макарова О.Ф. является получателем мер социальной поддержки по следующим категориям: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации (размер по состоянию на 1 мая 2022 года составляет 1103 руб. 44 коп, ежемесячная денежная компенсация нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида (размер по состоянию на 1 мая 2022 года в сумме 5767 руб. 93 коп.).
Судебная коллегия пришла к правильному выводу о том, что суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что ФИО6 на момент смерти относился к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а именно - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
Следовательно, Макарова О.Ф, как нетрудоспособный член семьи, находившийся на иждивении супруга, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 14, 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 для инвалидов Чернобыльской АЭС и членов их семей и истцом право на данные выплаты реализовано, учитывая, что одновременное получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 не предусмотрено.
Как указала судебная коллегия, тот факт, что ФИО6 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не свидетельствует о наличии у истца права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, в связи с тем, что выплата предусмотренной нормой компенсации связана не с самим фактом участия гражданина в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а со статусом умершего кормильца, который в целях реализации мер социальной поддержки должен быть подтвержден в установленном законом порядке - путем выдачи соответствующего удостоверения (как инвалиду Чернобыльской АЭС либо как ликвидатору Чернобыльской АЭС).
ФИО6, имеющему удостоверение инвалида Чернобыльской АЭС, удостоверение ликвидатора Чернобыльской АЭС не выдавалось, одновременное отнесение гражданина к двум категориям, предусмотренным статьей 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, то есть и к категории инвалидов Чернобыльской АЭС, и к категории ликвидаторов Чернобыльской АЭС, законом не предусмотрено.
В связи с тем, что пункт 15 части 1 статьи 14 и статья 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 предусматривают одну и ту же меру социальной поддержки - ежемесячную компенсационную выплату для нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца, то есть выплату в связи с потерей кормильца, различен лишь порядок определения ее размера, судебная коллегия пришла к правильному выводу о том, что возможность одновременного получения указанной меры социальной поддержки по двум основаниям в силу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 исключена. При этом размер компенсационной выплаты, установленной пунктом 15 части 1 статьи 14 вышеуказанного Закона в сумме 5769 руб. 93 коп, которую получает истец, значительно превышает размер аналогичной выплаты в соответствии со статьей 41 этого же Закона (279 руб. 11 руб.).
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебной инстанцией и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что норма статьи 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 применяется в отношении всех категорий граждан, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, здоровью которых причинен вред воздействием радиации, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 16 "Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией города Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации", утвержденных приказом Минтруда России от 22 апреля 2019 года N 280н (действовавших на момент возникновения сорных правоотношений) при принятии решения о предоставлении получателям компенсации, предусмотренной статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, следует учитывать, что согласно данной статье указанная компенсация предоставляется нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, бывшим на его иждивении, а также их детям независимо от того, состояли ли они на иждивении участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Законность положений пункта 16 указанных Методических указаний являлась предметом судебной проверки.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 6 июля 2020 года N АКПИ20-7, оставленным без изменения апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2020 года N АПЛ20-301, возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы или участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
По смыслу нормативных положений (статьи 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) в их взаимосвязи с положениями статьи 13 и части 4 статьи 15 указанного закона право на упомянутую ежемесячную денежную компенсацию за потерю кормильца имеют бывшие на его иждивении нетрудоспособные члены семьи кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, при этом перечень участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС определен в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Из взаимосвязанных положений статьи 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а также положений пункта 3 Правил N 907 следует, что указанные нормы связывают предоставление гражданину соответствующих мер социальной поддержки с предъявлением соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, дающего право на такие меры, и направлены на обеспечение обоснованности социальной защиты.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений наличие удостоверения умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС является обязательным условием для получения меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1. Между тем, такое удостоверение, супругу истца не выдавалось.
Судебная коллегия исходила из того, что указанный вывод суда противоречит и положениям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, согласно которой при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Пункт 15 части первой статьи 14 и статья 41 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусматривают одну и ту же меру социальной поддержки - ежемесячную компенсационную выплату для нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца, то есть выплату в связи с потерей кормильца, различен лишь порядок определения ее размера. Соответственно, возможность одновременного получения указанной меры социальной поддержки по двум основаниям в силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 исключена. При этом размер компенсационной выплаты, установленной пунктом 15 части 1 статьи 14 названного Закона, значительно превышает размер аналогичной выплаты в соответствии со статьей 41 данного Закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
С учетом изложенного, предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой О.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.