Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Бондыревой Елены Валерьевны на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500225900003 от 16 декабря 2021 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 07 февраля 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бондыревой Елены Валерьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500225900003 от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 07 февраля 2022 года (N 12-46/2022) и решением судьи Пермского краевого суда от 30 марта 2022 года (N 7-507/2022), директор ООО "Универсам-1" Бондырева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Бондырева Е.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления налогового органа и судебных решений.
Ходатайство Бондыревой Е.В. об объединении перечисленных в жалобе дел об административных правонарушениях в одно производство подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку основания для этого на стадии пересмотра вступивших в законную силу актов по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относятся к валютным операциям; резидентами признаются, в том числе, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - физические лица, не являющиеся резидентами. Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа признается валютной операцией.
Таким образом, выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Статья 14 Закона N 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
В силу части 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В этой же норме установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации.
При этом возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, законодательством не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2020 года директор ООО "Универсам-1" Бондырева Е.В. допустила осуществление незаконной валютной операции по выплате работнику - нерезиденту Российской Федерации "данные изъяты", из кассы организации заработной платы наличными денежными средствами в размере 5 000 рублей, что является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона N173-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица Бондыревой Е.В. как директора общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, на основании которых, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании их полного и всестороннего анализа установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Бондырева Е.В, занимающая должность директора Общества, которая обладает организационно-распорядительными и хозяйственными функциями, при этом имеет право действовать без доверенности при осуществлении деятельности по управлению Обществом, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Таким образом, Бондырева Е.В. совершила действие, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований в области осуществления валютных операции с нерезидентами при выплате последним заработной платы через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, свои должностные обязанности не выполнила.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии директора Общества Бондыревой Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области валютного регулирования.
Оснований для иной юридической оценки действий Бондыревой Е.В. не имеется.
Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Бондыревой Е.В. в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, при проведении одного контрольного мероприятия инспекцией по аналогичным обстоятельствам, но за другие периоды совершения валютных нарушений вынесены общей датой постановления о привлечении Бондыревой Е.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Согласно материалам настоящего дела, постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500225900003 от 16 декабря 2021 года о назначении Бондыревой Е.В. административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что Бондырева Е.В. уже привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в рамках одного контрольного мероприятия (дело N 12-52/2022), с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, обжалуемые постановления, вынесенные в отношении Бондыревой Е.В. по данному делу об административном правонарушении, исходя из общих принципов осуществления правосудия и цели административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), постановление должностного лица, решение судьи городского суда и решение судьи краевого суда подлежат изменению в части административного наказания.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500225900003 от 16 декабря 2021 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 07 февраля 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бондыревой Елены Валерьевны изменить, Бондыреву Елену Валерьевну от назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей - освободить.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.