Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Бондыревой Елены Валерьевны на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500276300003 от 16 декабря 2021 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 07 февраля 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бондыревой Елены Валерьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500276300003 от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 07 февраля 2022 года (N 12-52/2022) и решением судьи Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года (N 7-505/2022), директор ООО "Универсам-1" Бондырева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Бондырева Е.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления налогового органа и судебных решений.
Ходатайство Бондыревой Е.В. об объединении перечисленных в жалобе дел об административных правонарушениях в одно производство подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку основания для этого на стадии пересмотра вступивших в законную силу актов по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относятся к валютным операциям; резидентами признаются, в том числе, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - физические лица, не являющиеся резидентами. Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа признается валютной операцией.
Таким образом, выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Статья 14 Закона N 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
В силу части 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В этой же норме установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации.
При этом возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, законодательством не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Из материалов дела следует, что 10 апреля 2020 года директор ООО "Универсам-1" Бондырева Е.В. допустила осуществление незаконной валютной операции по выплате работнику - нерезиденту Российской Федерации "данные изъяты", из кассы организации заработной платы наличными денежными средствами в размере 10 077 рублей 86 копеек, что является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона N173-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица Бондыревой Е.В. как директора общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, на основании которых, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании их полного и всестороннего анализа установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Бондырева Е.В, занимающая должность директора Общества, которая обладает организационно-распорядительными и хозяйственными функциями, при этом имеет право действовать без доверенности при осуществлении деятельности по управлению Обществом, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Таким образом, Бондырева Е.В. совершила действие, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку, будучи должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательных требований в области осуществления валютных операции с нерезидентами при выплате последним заработной платы через банковские счета, открытые в уполномоченных банках, свои должностные обязанности не выполнила.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии директора Общества Бондыревой Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области валютного регулирования.
Оснований для иной юридической оценки действий Бондыревой Е.В. не имеется.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
При назначении Бондыревой Е.В. административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, должностным лицом учтены конкретные обстоятельства совершения правонарушения и выполнены требования статьи 4.1 КоАП РФ. Назначенное наказание является справедливым и обеспечивает достижение целей применения мер государственной ответственности.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
Судьи городского и краевого судов не установили совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Выводы судей подробно мотивированы, не согласиться с ними оснований не имеется.
Право Бондыревой Е.В. на защиту в ходе производства по делу не нарушено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю N 59112124500276300003 от 16 декабря 2021 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 07 февраля 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бондыревой Елены Валерьевны оставить без изменения, жалобу Бондыревой Елены Валерьевны - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.