Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" Воронкова А.А., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах N 02-07/23-21 от 16 декабря 2021 года, решение заместителя начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах, начальника отдела охраны лесов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-07/02-22-Р от 14 января 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22 марта 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах N 02-07/23-21 от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах, начальника отдела охраны лесов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-07/02-22-Р от 14 января 2022 года, решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22 марта 2022 года и решением судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2022 года, ООО "ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Воронков А.А. просит постановление и решение должностных лиц, а также решения судей отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 августа 2022 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Согласно ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года) за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" осуществляло использование лесов в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора N186 от 24.12.2018 года аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов под строительство промыслового нефтепровода "ДНС-0710-ДНС-0709" Первомайского месторождения, ЦДНГ-7 (инвестиционный проект "Первомайское" код ИСУ НГДО U123-А0220, код ИСУ ЛУКОЙЛ U123А0722А).
Согласно лесной декларации от 22.02.2019 N1 ООО "ЛУКОЙ-ПЕРМЬ" заявило о том, что в период с 04.03.2019 года по 03.03.2020 года будет использовать леса под указанный объект, запланированы использование лесных участков по адресам: Пермский край, Частинский муниципальный район, Осинское лесничество, Частинское участковое лесничество (Ножовское) квартал 44 (части выделов 6, 11, 12, 21, 22, 24, 25, 27, 29), квартал 45 (части выделов 1, 2, 30), квартал 47 (части выделов 2, 4, 5, 24), Пермский край, Частинский муниципальный район, Осинское лесничество, Частинское участковое лесничество (Частинское сельское) квартал 3 (части выделов 8, 9, 12, 22) общей площадью 6, 8717 га, сплошная рубка лесных насаждений на указанных участках общей площадью 3, 5796 га; объем древесины, запланированной к рубке, составил 539 куб.м.
В соответствии с отчетом об использовании лесов за январь-октябрь 2019 года, представленным ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", обществом проведена сплошная рубка лесных насаждений на площади 3, 5796 га, объем древесины составил 522 куб.м.
Таким образом, после проведения в 2019 году сплошной рубки на указанных лесных участках и окончания срока действия лесной декларации ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" было обязано подать заявление и выполнить работы по лесовосстановлению на территории Пермского края на площади 3, 5796 га в период с 04.03.2020 по 04.03.2022 год.
20.03.2020 в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края зарегистрировано заявление ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" от 18.03.2020 о намерении провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению в связи с произведенной рубкой согласно лесным декларациям, включая лесную декларацию по договору N186 от 24.12.2018, на общей площади лесных участков 8, 8869 га.
Согласно проекту искусственного лесовосстановления на участке N5/2021 от 17.09.2020 срок лесовосстановления указан как май 2021 - сентябрь 2029 года на 21, 8 га в Куединском участковом лесничестве (квартал 113, выдел 4); как следует из акта от 20.10.2020 сдачи-приемки работ, произведена обработка почвы под лесные культуры будущего года путем нарезки полос бульдозерным ножом шириной 1, 35, расстояние между полосами 5, 0 м, глубина от поверхности необработанной почвы 15 см. размещение бульдозерных полос равномерное.
15.06.2021 должностным лицом ГУ "Управление лесничествами Пермского края" приняты работы по лесовосстановлению на площади 21, 8 га в связи с проведением работ по рубке леса, в том числе по договору N186 от 24.12.2018 на площади 3, 5796 га.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Допущенное юридическим лицом бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ" правомерно привлечено к административной ответственности по указанной выше норме.
Обязанность по лесовосстановлению возникла у общества по окончанию действия срока лесной декларации, в силу требований законодательства, введенного в действие 01 января 2019 года, и действующего на момент непосредственного использования лесного участка и периода осуществления рубок в рамках действующего договора аренды лесного участка.
В силу закона на общество возложена обязанность осуществить работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Пермского края не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений и в соответствии с проектом лесовосстановления.
Поскольку объектом арендных отношений является специфический природный ресурс - лес, приоритетное значение при регулировании отношений лесопользования, возникших между сторонами в связи с использованием лесного участка и проведению рубки лесных насаждений, имеют действующие нормы именно Лесного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, увеличение срока проведения лесовосстановительных работ с одного года до трех лет с 01 сентября 2021 года (Федеральный закон от 02 июля 2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не свидетельствует о том, что обязанность общества по лесовосстановлению еще не возникла.
Положениям ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), в отличие от других частей этой статьи, обратная сила законодателем не придана (ч. 4 ст. 4 Закона N 303-ФЗ), а в ч. 5 ст. 4 данного закона указано, что проведение агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений, совершенных после 01 сентября 2021 года; согласно пояснительной записке к законопроекту увеличение сроков выполнения обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению или лесоразведению с одного года до трех лет предусмотрено при условии проведения агротехнических уходов за созданными лесными культурами в течение трех лет после их посадки.
Поскольку законодатель не распространил положения ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) на правоотношения, возникшие до 01 сентября 2021 года, предусмотрев обязательность агротехнического ухода только применительно к рубкам лесных насаждений, совершенным после 01 сентября 2021 года, а увеличение сроков лесовосстановительных работ (с одного года до трех лет) обусловлено проведением агротехнического ухода, потому положения ч. 6 ст. 63.1 названного Кодекса не свидетельствуют о том, что Закон N 303-ФЗ улучшил положение общества в вопросе выполнения лесовосстановительных работ применительно к сплошным рубкам лесных насаждений, совершенным в 2019 году.
Не влекут отмену постановления должностного лица и судебных актов доводы заявителя о неосуществлении обществом деятельности в полном объеме в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку изложенное не освобождало от выполнения предусмотренной законом обязанности по лесовосстановлению.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре постановления, рассмотрев жалобы, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций проверили дело в соответствии с требованиями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка, выводы достаточным образом мотивированны.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах N 02-07/23-21 от 16 декабря 2021 года, решение заместителя начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах, начальника отдела охраны лесов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-07/02-22-Р от 14 января 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22 марта 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" Воронкова А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.